«Назад в будущее». Дневник 2025, день 11

НовостиКомментарии к записи «Назад в будущее». Дневник 2025, день 11 отключены

Десятая Летняя школа подошла к своему торжественному финалу. Сегодня в стенах Гнесинки царила особая атмосфера — смесь легкой грусти и радостного удовлетворения. В залах звучали последние яркие концертные номера, над подготовкой к которым ребята усердно трудились все десять дней.

Отчетные концерты стали не просто итогом, а настоящим праздником талантов. Раньше всех, в 10:00, на Летней сцене своими достижениями делились участники мастерской ударных инструментов «Percarus DUO». В Мансарде блистали юные флейтисты и ученики класса А. В. Анчевской (скрипка), в оркестровом классе — гобоисты. C 12:00, одновременно в Органном зале и на Летней сцене, прошли общие концерты участников летней школы, а ближе к вечеру свое мастерство демонстрировали ученики Е. В. Березкиной (фортепиано).

Особенно трогательно прошел финальный концерт средней и старших групп «Юных гнесинцев». Ребята хорошо показали себя как в хоровом пении, так и в актерском мастерстве. Обе группы представили целые постановки, выученные всего за 10 дней: средняя рассказала об одном дне из жизни ребенка, а старшая представила историю о том, что думают дети, выступающие в оркестре. В заключительной части все участники концерта с особой нежностью обращались к своим родителям, даря слова благодарности и обещая с усердием учиться, хранить верность наставлениям. После выступления в зале пришло время продемонстрировать художественные таланты: в одном из школьных кабинетов была организована выставка работ, которые ребята успели создать во время смены.

***

Десять лет Летней школы пролетели как одно мгновенье. Настало время воспоминаний. Педагоги с ностальгией рассказывают о своих первых начинаниях в Летней школе и щедро делятся идеями, как сделать августовский образовательный интенсив еще более вдохновляющим и эффективным. (Потребность высказаться возникла у многих, поэтому финальный выпуск дневника Летней школы значительно вышел за рамки привычных размеров.)

«Друзья! 2025 год — десятая годовщина нашей Летней школы в Гнесинке. Школа развивается, расширяется и даже переезжает на одну неделю с улицы Знаменка в Фили. Эти изменения были своевременными, правильными и полезными для всех, особенно учитывая, что за десять лет в Летней школе побывало более 3000 участников из разных регионов России и из других стран. Они прошли через наши мастер-классы, где лучшие педагоги и исполнители делились опытом с молодыми музыкантами.

Параллельно уже пять лет проходит фестиваль «GNESSIN AIR на Знаменке», включающий около трех десятков концертов, — яркое продолжение учебного процесса, где педагоги и даже ученики демонстрируют свои достижения. Программа объединяет классические музыкальные жанры от барокко до современности, джаз и этно, создавая многогранную картину современной музыкальной культуры.

В Летней школе ежегодно появляются новые форматы — от работы с оркестром до барочных танцев, которые облегчают понимание старинной музыки. Для самых младших — специальные группы “Юных гнесинцев”, для теоретиков — курсы по композиции и многое другое.

За эти десять лет время пролетело незаметно… Вместе с педагогами и участниками мы чувствуем себя большой семьей. Мы все несем свет музыки, несмотря на жизненные трудности», — подводит итоги первого десятилетия Летней школы заслуженный деятель искусств РФ, директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов.

Группа творческого развития «Юные гнесинцы» отпразднует свои десять лет только в следующем году. Руководитель направления, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ксения Сергеевна Рычкова рассказала о деятельности группы:

«Масштабы нашего проекта неуклонно расширяются! Мы базируемся не только на Знаменке. Уже второй год в Филях проходит первая смена Летней школы, в которой занимаются “Летние виртуозы” (дети от 6 до 13 лет). Ежегодно количество заявок увеличивается! Мы, организаторы, постоянно развиваемся, внимательно прислушиваясь к мнению участников школы. За девять лет мы доказали, что только дружная и сплоченная команда способна создавать по-настоящему интересный и разнообразный музыкальный проект. Очень хочется, чтобы счастье Летней школы никогда не заканчивалось

В Летней школе учатся не только дети, но и взрослые. Руководитель курсов повышения квалификации Ольга Александровна Балчайтис рассказала о том, как проходит обучение:

«Я руковожу курсами повышения квалификации с 2019 года и при составлении программы всегда стараюсь вносить что-то новое и развивать старое согласно запросам наших учащихся.

Мы приглашаем разных специалистов, открываем новые направления, многие из которых впоследствии пользуются большим интересом, — например, ораторское мастерство и психология педагогики. У нас всегда много участников не только из Москвы, но и других городов. Многие выбирают наши курсы из-за удобного времени проведения — летние каникулы, да и у педагогов есть возможности погрузиться не только в свою специальность, но и познакомиться с особенностями игры на самых разных инструментах.

Мое главное пожелание состоит в том, чтобы о нашем уникальном и масштабном мероприятии узнавало, как можно больше людей. Ведь нередко посещение Летней школы становится судьбоносным событием. Здесь маленькие участники выбирают свой музыкальный инструмент, а взрослые школьники и студенты получают консультации у педагогов разных учебных заведений и определяются с выбором места учебы. Для нас, педагогов, это возможность обменяться опытом с коллегами и получить заряд незабываемых эмоций, так как Летняя школа в Гнесинке это настоящий праздник музыки!»

Одна из первых педагогов Летней школы — Марианна Шалвовна Шалитаева. Ежегодно она ведет класс специального фортепиано, который всегда переполнен, а также регулярно выступает на фестивале «GNESSIN AIR на Знаменке» в дуэте с Яковом Кацнельсоном.

«Я помню, как школа начинала работать — со скромной рекламой и с малым числом участников, но с годами она собирала все больше талантливых артистов из России и из других стран — Японии, Германии, Венгрии, привлекала иностранных преподавателей. Пандемия, к сожалению, внесла свои коррективы, но школа и тогда продолжала развиваться!

Пианистическое направление остается одним из сильнейших, а гала-концерты собирают лучших студентов и профессионалов. Несмотря на всю усталость от занятий, я всегда ощущаю здесь атмосферу праздника. Иногда жаль, что из-за нехватки времени не удается посетить концерты коллег.

Я искренне благодарна Михаилу Сергеевичу за включение в учебный курс ораторского мастерства — это помогает юным музыкантам точнее передавать мысли о музыке и яснее выражаться. Мне очень хочется, чтобы развивалось направление барочных танцев. Было бы замечательно, если бы молодые клавишники исполняли фрагменты танцевальных сюит, а под их игру танцоры оживляли музыку движением», — говорит Марианна Шалитаева.

Одна из основательниц российской клавесинной школы, профессор МГК им. П.И. Чайковского Ольга Викторовна Мартынова на Летней школе ежегодно читает курс о практике и теории игры на исторических клавишных инструментах, а также выступает на концертах в рамках фестиваля. Она тоже поделилась мыслями о достижениях образовательного интенсива:

«За десять лет Летняя школа претерпела заметные перемены: преподавание стало гораздо лучше и креативнее, появилось множество новых возможностей. Что касается моего направления, оно не стало массовым и, наверное, и не должно быть таким. Состав участников каждый год меняется: от самых маленьких до взрослых, с разным уровнем мотивации и ожиданий. С младшими мы работаем на практике — знакомимся с инструментами через игру и слух, с более опытными — проводим углубленные занятия. Многие слушают лекционный курс отдельно от практики, и в этом тоже есть свой смысл. Но мне бы хотелось, чтобы теория и практика шли рука об руку.

Еще одно пожелание участникам — приезжать с уже подготовленными пьесами, чтобы не приходилось начинать всё с нуля в классе. Это поможет лучше использовать время и даст возможность сыграть на концертах. Особенно важно вернуть старинные инструменты в программу именно ученических концертов Летней школы. Ведь это наглядный результат обучения, пусть даже краткосрочного, и богатство возможностей нашей Гнесинки».

Одно из молодых направлений Летней школы — «Барочная академия», созданная в 2022 году. Диана Романовна Кривенко рассказала о ее появлении и перспективах развития:

«Идея барочной мастерской у меня созревала давно — еще в студенческие годы, когда я посещала выдающиеся барочные мастер-классы в Инсбруке. Мне всегда хотелось создать нечто подобное для наших студентов, и Летняя школа в Гнесинке стала идеальным местом. Мы изучаем исторический контекст, особенности инструментов и исполнительские приемы того времени — все это делает исполнение более выразительным и аутентичным.

В этом году особенно значимым был концерт педагогов барочной академии, где объединились разные виды искусства — вокал, инструментальное исполнение и барочные танцы. В будущем мечтаю поставить целые театральные концертные номера с участием учеников школы. Число участников мастерской постепенно увеличивается — мы выросли от пяти до семнадцати человек, многие возвращаются уже несколько лет подряд, и считаю это большим успехом».

Диана Кривенко руководит еще и мастерской «FLUTE GENERATION XXI», которая появилась на Летней школе в 2021 году:

«Изначально в Летней школе были только индивидуальные занятия по флейте. Мы захотели сделать обучение более продуктивным и насыщенным. Так появился абонемент, включающий не только индивидуальные уроки, но и групповые занятия, ансамбли и популярные концерты-дискуссии. Мне бы очень хотелось развивать импровизацию, так как она помогает музыкантам расслабиться и сбалансировать технику исполнения. Этим занятиями успешно руководит Зоя Валерьевна Вязовская — основательница направления. У нас есть и ансамблевая, и сольная импровизация! Очень радует, что к нам приезжают дети и преподаватели со всего мира. Не у всех есть возможность получить образование в таких местах, как Парижская консерватория. Наши педагоги — ее выпускники, и возможность учиться у них — огромная ценность.

Мы достигли важного — объединили юных исполнителей, молодых педагогов и ведущих флейтистов, работающих на международной арене. Это и есть флейтовое поколение XXI века!»

Фото: Мария Безземельцева (VKontakte, oboe_osver_love)

Сегодня 42 юных гобоиста завершили обучение в Летней школе, выступив на последнем отчетном концерте. Каждому участнику из них был вручен памятный подарок — трость, изготовленная руками педагогов. Денис и Екатерина Осверы поделились историей создания мастерской «Гобойный IRONMAN»:

«Мы начали семь лет назад с четырех студентов — двух своих и двух приезжих. Тогда концерты проходили в маленьком составе, и на сцене было больше участников, чем в зале. Наш рост происходил постепенно, а настоящим подъем был 2023 году. В 2024 году набор закрыли уже через неделю из-за большого числа желающих, а в этом году — всего за три дня, при этом еще оставался лист ожидания! География наших участников впечатляет: от Владивостока до Москвы и Санкт-Петербурга, также к нам приезжают гости из других стран. Мы гордимся ребятами и их родителями — они по-настоящему хотят развиваться и работают с большой отдачей.

Фото: Мария Безземельцева (VKontakte, oboe_osver_love)

В прошлом году мы экспериментировали с форматами наших концертов, а в этом даже заказали специальное произведение для хора гобоев у современного композитора. За эти 10 дней у нас проводится более 200 уроков, включая мастер-классы ведущих музыкантов и педагогов из России и мира, солистов из коллективов Мариинского театра и Петербургской филармонии; также мы поддерживаем видеосвязь с солистом оркестра города Гранады (Испания) и с солистом симфонического оркестра Тель-Авива (Израиль). В рамках мастерской у нас состоялись занятия по гимнастике с использованием техники Alexander Technique”.

Мы думаем о сохранении баланса — школа растет быстро, и возможно нам стоит немного замедлиться, но есть мечта пригласить выдающегося гобоиста мирового уровня — Антонио Хосе Масмано!»

Ежегодно класс заслуженного артиста РФ Алексея Владимировича Лундина пользуется неизменной популярностью и всегда полон учеников. В этом году музыкант блестяще выступил в качестве солиста со сводным симфоническим оркестром.

«Я хорошо помню, как все начиналось, — с первого теннисного турнира и матча с Михаилом Сергеевичем. Сейчас, оглядываясь назад, я испытываю большую радость от того, какой проект мы тогда решили создать, и от того, как он развивается. К нам приезжает множество замечательных ребят со всего мира, которые погружаются в атмосферу творчества и радости. Однако этот заряд получают не только дети, но и взрослые — родители и преподаватели. Пути у всех разные: кто-то остается с нами, кто-то идет дальше и развивается в других направлениях, но так или иначе сохраняет связь с музыкой и искусством. Это меня очень радует.

Важно сохранить атмосферу Летней школы, ее традиции. Я благодарен руководству за то, что в наше быстро меняющееся время мы сохраняем преемственность и передаем опыт от одного поколения к другому», — рассказывает первая скрипка и солист оркестра «Виртуозы Москвы».

В класс заслуженного работника культуры России, профессора РАМ им. Гнесиных, заведующей отделом виолончели, контрабаса и арфы в МССМШ им. Гнесиных Мильды Митревны Агазарян неизменно выстраивается очередь желающих овладеть искусством игры на арфе. Мильда Митревна поделилась своими впечатлениями о годах творческой работы в Летней школе:

«Очень радостно отметить, что за эти десять лет Летняя школа стала событием грандиозного масштаба. Это не просто школа — это целая академия, университет, где каждый может найти занятие по душе: научиться играть на инструменте с нуля, усовершенствовать мастерство или повысить профессиональный уровень. Уникальность проекта подтверждается тем, что арфисты активно участвуют в нем все эти годы. За это время сформировался крепкий коллектив, и многие участники возвращаются сюда не первый, а третий или четвертый раз!»

Одной из самых «аншлаговых» мастерских является «Percarus DUO». Она начала работу восемь лет назад в Гнесинской школе как совместный проект Михаила Путкова и Владимира Терехова. Их основной идеей было делиться опытом и знаниями с музыкантами из разных городов и стран.

«Наше преимущество — активно концертирующие педагоги; тем самым мы подаем пример юным музыкантам. Проект развивался постепенно, у нас появились разные подходы к обучению ударным инструментам. Мастерская открыта для всех — от начинающих до профессионалов. За годы существования школа расширилась, мы стали заниматься еще и с группами “Юных гнесинцев”, которые проходят обучение в ритмическом ансамбле с богатым набором перкуссионных инструментов.

Наша мастерская вдохновила и другие регионы России на создание подобных школ! Мы предлагаем три вида курсов: индивидуальный, ансамблевый и комбинированный с мастер-классами и концертами. Очень хочется расширять инструментальную базу, вводить новые дисциплины, например, ритмическое пение, а также хотелось бы побольше пространства для занятий, чтобы вместить всех желающих!» — рассказывают наставники.

Сводный духовой оркестр Летней школы возглавляет тромбонист, дирижер и солист Государственного Кремлевского оркестра России, Александр Владимирович Нянькин:

«Я присоединился к Летней школе в 2021 году. Здесь постоянно идет непрерывный творческий поиск. С каждым годом к нам приходит все больше детей, многие возвращаются вновь и вновь — это свидетельство того, что школа востребована и любима. Некоторые из выпускников Летней школы становятся студентами Гнесинской десятилетки и Академии — это лучший показатель успешности нашей работы. Я уверен, что школа будет только расти и совершенствоваться.

В юности я перенимал традиции, знания и навыки от своих педагогов. Теперь я становлюсь неким мостом между прошлым и настоящим, передавая эти ценные знания нашим ученикам. Так сохраняются и приумножаются традиции, которые формируют будущее российского и мирового музыкального исполнительства. Для меня большое счастье работать одновременно в трех измерениях — прошлом, настоящем и будущем».

Именно на финальном гала-концерте публика смогла побывать сразу в трех измерениях. Переосмысленные «Времена года» Вивальди в обработке Макса Рихтера прозвучали в исполнении сводного симфонического оркестра Летней школы под руководством Михаила Хохлова, солист — блистательный Алексей Лундин. Юных оркестрантов поддерживали музыканты оркестра «Гнесинские виртуозы», а также студенты МССМШ им. Гнесиных отделения «Музыкальное звукооператорское мастерство» — Варвара Шевлякова (синтезатор) и Станислав Тихонов (саунд-дизайн).

Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева — классика пианистического репертуара. На Летней сцене между собой прекрасно взаимодействовали юные таланты симфонического оркестра и восходящая звезда, китайский пианист Шао Цзыюй. «Праздничная увертюра» Шостаковича — истинная ода искусству, будущему академического исполнительства, мастерам настоящего и традициям прошлого.

На этой патетической ноте Летняя школа отмечает свой первый значимый юбилей. Сегодня она закрывает свои двери, чтобы уже в следующем году (с 6 по 16 августа) вступить в новую эру и вновь встретить юных музыкантов!

Текст: Анна Коломоец

Фото: Камертон Медиа, Мария Безземельцева (гобойная мастерская)

  • Видеодайджест

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных