5-15 августа 2019 г. в МССМШ им. Гнесиных состоялась четвертая «Московская международная Летняя школа в Гнесинке» – уникальное событие в сфере музыкального образования и детского творчества.
Школа объединила более 400 участников и педагогов почти из 20 стран мира. В течение 11 дней в центре Москвы проходили мастер-классы по различным специальностям (оркестровые инструменты, фортепиано, орган, клавесин, вокал и др.), репетиции симфонического и камерного оркестров, творческие мастерские по авторским методикам ведущих педагогов России и Европы.
Уже второй год при «Летней школе» успешно работали группы творческого развития «Юные гнесинцы», в которых дети приобщались к миру изящных искусств, музицировали, знакомились с иностранными языками, креативили и выступали на сцене. В этом году «Юные гнеснцы» приняли в свои ряды совсем юных ребят (4-6 лет). А у старших групп появился новый предмет – операторское мастерство.
Для профессионалов музыкального образования – педагогов ДМШ, ДШИ и СПО – были проведены курсы повышения квалификации с вручением удостоверений установленного образца.
Каждый день на двух концертных площадках МССМШ им. Гнесиных были представлены концерты фестиваля «Gnessin Air на Знаменке» с участием блистательных музыкантов, в программе которых звучала старинная, классическая и современная музыка, джаз и classical crossover. Специальным гостем фестиваля стала заслуженная артистка России, народная артистка Республики Татарстан, оперная певица Альбина Шагимуратова.
Подробнее об итогах «Летней школы в Гнесинке-2019», о ее особенностях и планах на 2020 год рассказал директор МССМШ им. Гнесиных и художественный руководитель проекта Михаил Сергеевич Хохлов.
— Михаил Сергеевич, каковы, на Ваш взгляд, главные итоги «Летней школы-2019»?
— Во-первых, проект довольно успешно развивается. Это не столько моя личная оценка (я, как организатор, могу быть необъективен), а мнение независимых людей и уважаемых музыкантов, которые уже несколько лет наблюдают этот процесс. Такое развитие можно назвать достижением, поскольку в наше время не все творческие проекты получают продолжение.
Во-вторых, в этом году с нами выдающиеся исполнители – Альбина Шагимуратова и Александр Гиндин. Участие таких артистов поднимает мероприятие на определенную высоту. Я думаю, их присутствие – важный момент для всех. И для ребят, которые занимались у этих мастеров, и для их коллег-музыкантов, других педагогов, работающих в «Летней школе» этого года, и для слушателей концертов. Пожалуй, это две главные вещи, которые отличают нынешнюю «Летнюю школу» от предыдущих.
Некоторые мастер-классы сфокусировались в «мастерские» и получили новое развитие. Среди них: Школа флейты Ольги Ивушейковой, Фортепианная мастерская Елены Березкиной, Творческая мастерская ударных инструментов «Percarus Duo». Это новые формы общения с педагогами и детьми: индивидуальные уроки, групповые занятия и лекции.
Все люди, которые тут работают – творческие. Они не стоят на месте, развиваются сами и тем самым развивают наше общее дело, в котором мы все задействованы. Эта особенность отличает динамичное и творческое дело от застывшего. Значит, проект имеет право на жизнь, интересен и востребован.
— В этом году добавилась экспериментальная группа «Юных гнесинцев», в которую вошли дети 4-6 лет
— Да, появились заявки, в которых мы увидели ребят помладше. И, чтобы сделать занятия интересными и для одиннадцатилетних, и шестилетних ребят, решили выделить маленьких в отдельную группу, а то «взрослым» будет скучно, ведь занятия – групповые. Программу формирует сам преподаватель, исходя из своего опыта. Начинающих педагогов нет, и я полностью доверяю людям, которые работают с детьми.
— Какие педагогические задачи можно решить за несколько мастер-классов в рамках «Летней школы»?
— За то время, когда педагог встречается с учеником на мастер-классах, можно изменить что-то в интерпретации, поговорить с человеком на темы содержательности или образности произведения. Но это можно делать с учениками, которые владеют текстом и инструментом. Как правило, тут ребята приходят за другим, каждый со своими проблемами. Это как к врачу – что болит. Они рассчитывают получить советы в течение нескольких уроков.
Проблемы, с которыми сталкиваются сегодня ученики, в частности на фортепиано, – это готовность технического аппарата исполнять те или иные произведения. Первая проблема связана с зажатостью рук, в стрессовом состоянии движения скованны, не хватает скорости. Вторая — качество звука. Зажатые руки не дают того мягкого, свободного, красивого и разнообразного звучания, которое требуется. По моему опыту, проблема освобождения рук решается за два года кропотливых занятий. Это приведение рук к полной способности справляться с трудностями разного характера. Даже одинаковый штрих в разных стилях требует разной технологической оснащенности. Я имею ввиду, например, стаккато или акцентированную игру, скорость исполнения, приемы и прочее. Можно дать советы, указать на проблему. Это опять же как у врача – принимать таблетки и в течение определенного срока быть под наблюдением. Педагог в этом смысле очень похож на доктора, который все время должен следить за тем, чтобы лечение шло в правильном направлении.
— Получается, в «Летней школе» курс лечения ограничен по времени.
— Да, но полный курс лечения болезни под названием «зажатость рук», как я говорил, занимает обычно два года, а люди хотят получить этот результат за четыре урока. Не знаю, может кому-то это и удается, но я не питаю таких иллюзий. Люди постарше делают какие-то выводы быстрее и это немного помогает. Потом проходит время, им опять кто-то указывает на эту болезнь, и снова становится немного лучше. Можно ли так вылечиться? Не знаю…
— Что необычного с педагогической точки зрения в занятиях с иностранными учениками?
— С русскими проще. Можно пошутить, вести урок широко, используя ассоциативный ряд, который точно поймут. В занятиях с детьми из других стран этот выбор ограничен, когда ты хочешь музыку сравнить с чем-то. Я всегда стараюсь вызвать у ученика ассоциации, чтобы игра была образная и содержательная, поэтому мне нужно что-то рассказывать ученику. Главное, чтобы это было понятно. Если ученик не понимает, то творческая составляющая не задействуется. Это сказывается на всем: на темпе, на штрихе, на звуке и так далее. Я считаю, что образность – первое, чем должен заниматься педагог. Техника – лишь средство выражения характера музыки.
Исполнитель должен понимать, что именно нужно выразить, а педагог потом подскажет, каким приемом лучше дотронуться до инструмента. Это гораздо более действенный и быстрый способ овладения и произведением в целом, и техническими трудностями в частности, чем просто объяснять какие упражнения нужно делать. В итоге, когда все выучили, выясняется, что произведение исполняется аппликатурой, предполагающей активное, яркое звучание и не подходит к образу, например, утренней зари или полету бабочек. Получается, что вся эта долгая технологическая работа к данной музыке никак не подходит и нужно начинать все заново, применяя другой прием, другой вид техники.
— С каким проблемами Вы столкнулись сейчас в занятиях с детьми?
— Проблемы те же. Первая – это зажатость рук, а вторая – отсутствие мысли, зажатость мозга. Некоторые не могут справиться даже с первой, не говоря уже о преодолении второй.
— Есть ли рецепты по преодолению зажатости мозга?
— Выучить все правила и забыть о них. Постараться найти в жизни и в музыке, как в ее продолжении, то естество, которого нам часто не хватает. Понять, что музыка – это отражение эмоциональной сферы человека, и ее исполнение – вовсе не иллюстрация преодоления сложностей.
— В этом году Вы репетировали с оркестром сложнейшую для молодых людей программу – Пятая симфония Шостаковича, Концерт Глиэра для голоса с оркестром, Первый фортепианный концерт Чайковского.
— Игра симфонических произведений — это вообще особый вид проникновения внутрь музыки. Симфоническое полотно оказывает влияние совершенно другого масштаба на представление человека о жизни, о творчестве композитора, о музыке в целом. Знакомство с симфонией Моцарта, например, это всегда ощущение какой-то радости и света. Симфония Бетховена – борьба противоположностей. Чайковский – взаимодействие или конфликт индивидуальности с обществом. Симфония Шостаковича – конфликт внутри общества.
Каждый следующий композитор отражает свое время, безусловно, используя то, что было у предыдущих авторов. Мне кажется, что Шостакович добавил проблематику, возникшую при строительстве нового общества в Советском Союзе. Эта музыка, написанная в 1937 году, – гениальное отражение времени и очень важна для создания ценностных ориентиров молодых людей. Когда человек играет ее в 30 лет – это одно, а когда в 15 – другое. Нужно знать историю, хорошо понимать, что происходило в стране, но к пятнадцати годам, скажем, человек не в состоянии осознать всей глубины этой проблематики. Если он сыграет, в частности, эту симфонию, то поймет происходившее на эмоциональном уровне. Это оставит гораздо более глубокий след. Дальше, когда он будет что-то познавать на эту тему, информация ляжет на уже заготовленную эмоциональную основу и соотнесется с ней. Эта основа формирует шкалу ценностей, уверенность в собственном мнении. У человека без основ его нет, а воспитать основы можно только на уровне эмоционального воздействия глубокими, содержательными произведениями искусства. В этом смысле такая музыка, тем более участие в ее исполнении, способна это сделать.
— Расскажите немного о репетициях с Альбиной Шагимуратовой.
— Редко удается что-то исполнить с солистом такого уровня. Мы – школьный оркестр, и мой опыт связан в основном с начинающими артистами. Поэтому, когда дирижируешь, все-таки чувствуешь себя наставником. А когда выступаешь с такими мастерами как Борис Березовский или Виктор Третьяков, уходишь от этого ощущения и как будто выходишь на дорогу с двусторонним движением. С Альбиной это удалось, и я очень благодарен судьбе, что появляются возможности стоять на сцене с музыкантом, который не указывает тебе пальцем в нотах – где и что надо бы сделать, а творит на сцене – и ты дышишь вместе с ним, и тогда вам все ясно без слов. В жизни это называется любовь. На сцене это длится несколько минут.
— О планах на будущее…
— Есть такие планы, которые не хотелось бы анонсировать, а те, которые можно анонсировать, их еще нет. В любом случае это будет что-то особенное и, конечно, творческое.
В следующем году для молодых исполнителей из разных городов России и других стран по-прежнему распахнутся двери «Летней школы в Гнесинке». Будут сохранены и улучшены все нововведения, которые успешно показали себя в этот раз. Даты проведения пятой «Московской международной Летней школы в Гнесинке» уже известны: она пройдет с 6 по 16 августа 2020 года.
Беседовала Екатерина Ключникова
119019, МОСКВА, УЛ. ЗНАМЕНКА, Д. 12/2 СТР.3
Проезд: ст. м. «Арбатская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина»
E-mail: gnesinschool@mail.ru
Тел.: + 7 916.149.68.69 (пн-сб., с 11:00 до 19:00 по московскому времени)
Сайт организатора: gnessinka.ru
© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных