Московская Барочная академия в Гнесинке

7 – 17 августа 2025


«Историческое становится актуальным»!

«Московская барочная академия» – это творческое объединение лучших российских и европейских педагогов и исполнителей старинной музыки. Наша цель – вдохновить, заинтересовать и удивить!

Мы показываем актуальность барокко в современности, открываем новое восприятие музыки 18 века, чтобы научиться понимать ее подлинные требования, увидеть в ней то, что было актуально и передать это через свое понимание и чувства людям 21 века.

Барокко – эпоха, отстоящая от нас на 300 лет, но до сих пор волнующая и притягивающая людей своим искусством и философией. Как возникает эпоха Барокко? Чем отличается мировоззрение человека 18 века от нашего? Какие тайны и знаки несут в себе картины и рукописи этой эпохи? Отвечая на эти вопросы, мы исследовали немецкое барокко (2023), Францию XVIII века и французский стиль в барокко (2024).

В 2025 году курс занятий посвящён Италии конца XVI – начала XVIII веков и итальянскому стилю в барокко.

Курс ежедневных лекций и групповых практических занятий поможет учащимся понять особенности итальянского стиля в музыке, живописи, архитектуре и танцах, а также подробно разъяснит: что такое хороший вкус в музыке, какие есть правила орнаментики, импровизации, и о том, как эти правила связаны с бассо континуо.

Данный курс подходит для любителей искусства и барокко, начинающих музыкантов, профессионалов и педагогов.

Занятия в барочной академии проходят по системе абонемента.

Стоимость – 24 000 руб. (без учета вступительного взноса 7 000 руб.)

Абонемент включает 9 лекцией/групповых занятий.

Каждый день вы будете проводить, изучая искусство и культуру Италии с конца XVI до середины XVIII веков. Познакомитесь с особенностями итальянского стиля в музыке и других видах искусств, изучите трактаты, манускрипты и откроете для себя новый итальянский стиль конца XVI века, узнаете о французском влиянии на искусство Италии, а также сможете попрактиковаться в написании украшений и в барочной импровизации.

В программу входят три блока:

1. «Культура и искусство Италии конца XVI – первой половины XVIII веков.
Музыка итальянского барокко»

Курс лекций доцента кафедры теории музыки МГК им. П.И. Чайковского Юлии Москвиной

3 лекции по 90 мин.

Занятие 1. «Барокко и другие стили в итальянском искусстве, литературе и философии конца XVI — первой половины XVIII веков».

На первом занятии рассмотрим и сравним эстетику итальянского барокко со стилистическими чертами позднего Ренессанса, маньеризма, классицизма, рококо.

  • Составим обобщенный образ человека-мыслителя и человека-творца эпохи барокко в Италии.
  • Определим, в чем, по мнению барочных авторов, заключались принципы “arte nuova” (итал. “новый стиль”) в литературе, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре Италии. Вспомним основные исторические события и охарактеризуем философские течения.
  • Рассмотрим шедевры итальянского искусства с точки зрения барочной эстетики.

Занятие 2. «Итальянская музыка эпохи барокко. Периодизация. Жанры и формы. Школы»

Второе занятие – обобщающая лекция исторического характера.

  • Мы определим, на какие периоды делят историю итальянской музыки барокко, назовем в каждом периоде наиболее ярких представителей и характерные в стилевом отношении сочинения.
  • Разберем жанры, характеризующие эпоху: итальянские ренессансные интермедии, мадригалы, оперы раннего и зрелого барокко, духовные и светские оратории, сонаты, концерты, разнообразные клавирные пьесы, иные сольные и ансамблевые жанры. Кратко затронем вопросы музыкального языка эпохи (форма, гармония, тематизм, фактура, контрапункт).
  • Обратимся к инструментарию этого времени. Определим основные принципы оркестровки раннего и позднего барокко и поговорим о различных группах инструментов, а также об их функциях в ансамбле и оркестре.
  • Разграничим разницу между композиторской и капельмейстерской инструментовкой. Назовем некоторые конкретные приемы оркестрового письма в старинной музыке (например, “colla parte”), обратимся к оригинальным названиям инструментов, указанным на титульных листах первых изданий барочных опер и инструментальных сочинений.

Занятие 3. «Стилистические особенности итальянской барочной музыки»

Третье занятие посвятим моментам, которые особенно важны для исполнителей.

  • Поговорим об итальянской орнаментике в сравнении с французской. Оглядываясь на первоисточники (трактаты), выделим некоторые особенности исполнения (ритм, темп, агогика, inegalité и другие аспекты).
  • Разберем некоторые секреты композиторских техник (например, инганно). Поговорим о диминуциях и рассмотрим некоторые примеры из учебных пособий эпохи барокко. Проанализируем риторические фигуры в вокальных и инструментальных сочинениях.


2. «Барочные танцы»
«Лекции о танцах в Италии конца XVI — начала XVIII веков»

Авторский курс художественных руководителей Мастерской исторического танца Entrée, хореографов, режиссеров-постановщиков, преподавателей исторических бальных танцев – Сергея Сосницкого и Анны Николаевой

3 занятия по 90 мин. (30 минут – лекция, 1 час – урок танца)

По итогам трех занятий лучшие ученики смогут принять участие в концертном дивертисменте

В программе: краткий обзор танцев «нового итальянского» стиля XVI-XVII вв., и итальянская тема во французском стиле «прекрасного танца» XVII-XVIII вв.

В лекционной части вы узнаете о популярных формах танцев в Италии конца XVI – начала XVII вв., о правилах этикета на балах. Также будут затронуты вопросы исполнения танцевальной музыки с позиции танцовщика.

В практической части вы сможете познакомиться с массовыми танцами*, реконструированными по учебникам XVII-XVIII веков:

  1. Баллодельфиоре
  2. Простая павана
  3. Гальярда

*В программу танцев могут быть внесены изменения, по рекомендации преподавателей.


3. «Практикум по барочной импровизации»

3 занятия по 60 мин.

Курс практических групповых занятий лютниста, гитариста, композитора, аранжировщика, выпускника Базельской Schola Cantorum, основателя и музыкального руководителя «Ренессанс-Оркестра Санкт-Петербурга» и ансамбля The Readers, музыкального руководителя фестиваля «Золотой век. Александрийская Карусель» – Константина Щеникова-Архарова.

Для итальянцев XVI-XVII веков импровизация была хлебом насущным, настолько, что они не утруждали себя записью и изданием сольного репертуара для таких инструментов, как лютня и клавесин – в этом не было нужды.

В консерваториях, которые появились в Италии, первое, чему учили детей – это петь по слуху и запоминать музыку церковного обихода. Когда они пытались освоить какой-то инструмент, то поначалу делали то же самое: играли по слуху уже знакомые мелодии и искали знакомые ступени. Потом их учили импровизировать на знакомые мелодии, а после этого читать ноты и импровизировать о том, что видишь.

Именно поэтому многие итальянские сочинения выглядят довольно просто на бумаге, потому что это лишь конспект, который нужно «раскрыть».

В течение данного практического курса мы попробуем создать полноценную пьесу в итальянском стиле, опираясь на методики и учебники итальянских барочных мастеров. Рассмотрим разные шаблоны basso continuo, сложим из них гармонические конструкции и, отталкиваясь от этого, перейдем к созданию разных вариантов мелодии, которые могут быть как каденциями, так и отдельными сольными пьесами.

Стоимость – 12 000 руб. (без учета вступительного взноса 7 000 руб.)

Абонемент включает 5 лекций/групповых занятий.

Для кого: подходит для инструменталистов, вокалистов, педагогов и просто слушателей, которые хотят познакомиться с исполнительской традицией Италии периода конца XVI – середины XVIII веков.

Вы подробно разберетесь с особенностями итальянского стиля в музыке, познакомитесь с итальянскими обозначениями и названиями украшений, попробуете использовать эти украшения в практической части занятий, сможете поимпровизировать и сочинить каденцию.

В абонемент входят два блока:

1. «Культура и искусство Италии конца XVI – первой половины XVIII веков.
Музыка итальянского барокко»

2 и 3 лекции из курса доцента кафедры теории музыки МГК им. П.И. Чайковского Юлии Москвиной (полное описание см. в Абонемент № 1)

2 лекции по 90 мин.

Занятие 1. Итальянская музыка эпохи барокко. Периодизация. Жанры и формы. Школы

Занятие 2. Стилистические особенности итальянской барочной музыки

2. «Практикум по барочной импровизации»

Курс практических групповых занятий лютниста, гитариста, композитора, аранжировщика, выпускника Базельской Schola Cantorum, основателя и музыкального руководителя «Ренессанс-Оркестра Санкт-Петербурга» и ансамбля The Readers, музыкального руководителя фестиваля «Золотой век. Александрийская Карусель» – Константина Щеникова-Архарова.

3 лекции по 60 мин.

В течение данного практического курса мы попробуем создать полноценную пьесу в итальянском стиле, опираясь на методики и учебники итальянских барочных мастеров. Рассмотрим разные шаблоны basso continuo, сложим из них гармонические конструкции и, отталкиваясь от этого, перейдем к созданию разных вариантов мелодии, которые могут быть как каденциями, так и отдельными сольными пьесами. 

В этом абонементе вы – свободный художник, и формируете его содержание по своему желанию. 

1. «Культура и искусство Италии конца XVI – первой половины XVIII веков.
Музыка итальянского барокко»

Курс лекций доцента кафедры теории музыки МГК им. П.И. Чайковского Юлии Москвиной (полное описание см. в Абонемент № 1)

Занятие 1. Барокко и другие стили в итальянском искусстве, литературе и философии конца XVI — первой половины XVIII веков.

Занятие 2. Итальянская музыка эпохи барокко. Периодизация. Жанры и формы. Школы

Занятие 3. Стилистические особенности итальянской барочной музыки

Занятия рекомендуется посещать курсом, так как лекции связаны между собой.

Стоимость одной лекции – 3 500 руб.

Стоимость трех лекций – 10 500 руб.

2. «Барочные танцы»
«Лекции о танцах в Италии конца XVI — начала XVIII веков»

Авторский курс художественных руководителей Мастерской исторического танца Entrée, хореографов, режиссеров-постановщиков, преподавателей исторических бальных танцев – Сергея Сосницкого и Анны Николаевой

3 занятия по 90 мин. (30 минут – лекция, 1 час – урок танца)

По итогам трех занятий лучшие ученики смогут принять участие в концертном дивертисменте

В программе: краткий обзор танцев «нового итальянского» стиля XVI-XVII вв., и итальянская тема во французском стиле «прекрасного танца» XVII-XVIII вв.

В лекционной части вы узнаете о популярных формах танцев в Италии конца XVI – начала XVII вв., о правилах этикета на балах. Также будут затронуты вопросы исполнения танцевальной музыки с позиции танцовщика.

В практической части вы сможете познакомиться с массовыми танцами*, реконструированными по учебникам XVII-XVIII веков:

  1. Баллодельфиоре
  2. Простая павана
  3. Гальярда

*В программу танцев могут быть внесены изменения, по рекомендации преподавателей.

Занятия рекомендуется посещать курсом, так как они связанны друг с другом.

Стоимость одного занятия – 3 000 руб.

Стоимость трех занятий – 9 000 руб.

3. «Практикум по барочной импровизации»

3 занятия по 60 мин.

Курс практических групповых занятий лютниста, гитариста, композитора, аранжировщика, выпускника Базельской Schola Cantorum, основателя и музыкального руководителя «Ренессанс-Оркестра Санкт-Петербурга» и ансамбля The Readers, музыкального руководителя фестиваля «Золотой век. Александрийская Карусель» – Константина Щеникова-Архарова.

В течение данного практического курса мы попробуем создать полноценную пьесу в итальянском стиле, опираясь на методики и учебники итальянских барочных мастеров. Рассмотрим разные шаблоны basso continuo, сложим из них гармонические конструкции и, отталкиваясь от этого, перейдем к созданию разных вариантов мелодии, которые могут быть как каденциями, так и отдельными сольными пьесами. 

Занятия рекомендуется посещать курсом, так как они связанны друг с другом.

Стоимость одного занятия – 2 500 руб.

Стоимость трех занятий – 7 500 руб.

4. «Клавесин. Начало клавирного репертуара XVIXVII вв.
Влияние Италии на европейскую музыкальную традицию XVII-XVIII вв.»

Курс лекций профессора МГК им. П.И. Чайковского Ольги Мартыновой 

3 лекции по 90 минут

Занятие 1. Клавесин. Устройство, механика и история клавесина с 16 по 21 века.

Занятие 2. Италия: начало. Изучение возникновения репертуара для клавишных инструментов, его развитие в 16-17 веках и влияние на музыкальную практику в Европе.

Занятие 3. Итальянцы в Европе. Влияние итальянской музыкальной традиции на европейских композиторов 17-18 веков. И.С. Бах и итальянская музыка.

Стоимость одной лекции – 3 500 руб.

Стоимость трех лекций – 10 500 руб.

Все участники «Летней школы в Гнесинке» могут записаться вне указанных абонементов на индивидуальные занятия к преподавателям «Московской Барочной академии в Гнесинке».

Для записи на занятия с преподавателями «Барочной академии в Гнесинке» владение барочными инструментами не обязательно, участники могут играть на современных инструментах.

Стоимость обучения:

  • Индивидуальное занятие 45 мин. – 4 800 руб.
  • Индивидуальное занятие 60 мин. – 6 300 руб.


Педагоги:

Диана Кривенко (флейта траверсо)

Марина Катаржнова (скрипка)

Людмила Фраёнова (вокал)

Филипп Нодель (барочный гобой, блокфлейта)

Иван Локтионов (барочный фагот, блокфлейта)

Константин Щеников-Архаров (лютня, гитара)

Все студенты Барочной академии могут также принять участие в концерте ее участников.

Афиша мероприятий:

  • Концерт преподавателей «Московской Барочной академии в Гнесинке»10 августа 2025 (Органный зал, 19:00)
  • Концерт участников «Московской Барочной академии в Гнесинке»15 августа 2025 (Мансарда, 13:00)

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных

ru Russian