В 2021 году в программе «Летней школы» появился новый курс «Знакомство с основами дирижирования». Ангелина Дудикова побеседовала дирижером Александрасом Шимелисом (Литва) об идее и содержании курса, кому он рекомендован и что может получить студент по итогам обучения.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем авторском курсе. В прошлой Летней школе он был впервые. В чём его особенности и чем он интересен?
— Раньше в «Летней школе» уже проводились ознакомительные лекции и занятия по дирижированию, по инициативе педагогов по фортепиано (преподавал мой коллега дирижер Ариф Дадашев). Участники курсов проявили явный интерес к новому предмету, поэтому мне, как педагогу «Гнесинской десятилетки» по дисциплине «дирижирование», предложили создать свой полноценный авторский курс с теоретической и практической частями.
С юными коллегами в колледже очень интересно работать: у них можно и самому многому научиться. В процессе работы всегда есть ощущение, что ты не стоишь на месте. Часто от студентов получаешь неожиданные вопросы, на которые приходится искать ответы. Подобный опыт для педагога – канва успеха. В течении двух лет ребята на занятия приходят со своими идеями по вопросам мануальной техники, интерпретации выбранного произведения, мы много дискутируем, анализируем работы признанных коллег дирижеров. В результате такого опыта выстраивается целостная система, которая включает в себя как теоретическую, так и практическую часть обучения по предмету «дирижирование».
Об особенностях летнего курса пока рано говорить, потому что это только начало. Он сжатый и интенсивный. В течение 5-10 дней начинающие дирижеры должны научиться контролировать свою мануальную технику и добиваться развития эмоционально-образного отношения к освоению содержания произведения (музыкального артистизма). Для мало-мальского успеха кроме очных занятий в классе сами учащиеся должны заниматься самостоятельно, выполнять практические задания, углубляться в суть профессии, но не у всех, к сожалению, есть такие возможности. Многие ребята, которые приходят на курсы, никогда не занимались дирижированием.
В этом и есть основная сложность. Но главное – не только поддержать молодых музыкантов, желающих заниматься дирижированием, но и посеять в них зерно дирижерской профессии, которое в недалеком будущем даст ростки.
Как правило первый урок – полностью теоретический. На основании исторического экскурса ребята получают общее впечатление о профессии дирижера. Мы говорим о формировании дирижёрской школы, первопроходцах композиторах-дирижерах, которые утвердили профессию дирижера и сделали его соавтором исполняемых произведений. Ведь дирижёр – личность, от которого чаще всего зависит успех исполняемого произведения.
Дирижирование – это же самое молодое исполнительское искусство. Оно появилось всего лишь в XIX веке. Я придерживаюсь той точки зрения, что пока ещё нет установившейся школы дирижирования. Я бы даже сказал, что нет окончательного ответа на вопросы: «Кто такой дирижёр?» и «Как учить этой профессии?». Мы практикуем, скорее, эмпирический подход: каждый педагог учит, опираясь на свой собственный опыт, на опыт своих коллег.
— Каким Вы видите свой курс в ближайшем будущем?
— Курс только начался, но планы большие. Надеюсь, что в недалеком будущем обучающиеся разделяться на две группы – «начинающих» и «продвинутых». «Продвинутым» учащимся будет предложен интенсивный курс с заключительной фазой в форме репетиций и концерта с профессиональным камерным ансамблем или оркестром на сцене «Летней школы».
— Сколько у Вас было учеников в прошлом году и как они реагировали на Ваш курс?
— У меня было три ученика, и эти пять дней мы провели очень продуктивно, интенсивно занимаясь. Им было интересно. Надеюсь, они будут продолжать заниматься дирижированием и в будущем.
— Когда Вы продумывали программу курса, какими Вы представляли своих учеников?
Положа руку на сердце, могу сказать, что не думал об этом. Курс называется «Знакомство с основами дирижирования». Он подошёл бы даже музыкантам в возрасте 30-60 лет, которые только начинают дирижировать. А среди моих знакомых – музыкантов-исполнителей – такие есть. Они уже состоялись в своей исполнительской профессии и вдруг принимают решение начать дирижировать. И я это одобряю.
— Для курса Вы подготавливали конкретную программу. Вам пришлось отступать от неё?
— В принципе, какая бы не была программа, перед тем как начать работу над произведением, которое студент выбрал, мы анализируем его форму, состав инструментов, штрихи, динамические нюансы – одним словом, всё, что нужно дирижёру, когда он работает над новым произведением. Главное – научить творческому подходу к работе.
— Как Вы считаете, почему ученик может выбрать Ваш курс?
— Во-первых, для исполнителей, владеющих одним из инструментов, это что-то новое, а новое всегда притягивает. Во-вторых, это прагматический подход к профессии, ведь любой инструменталист рано или поздно будет играть концерт с оркестром под управлением дирижера. Понимая нюансы дирижерской техники и руководства оркестром, он всегда будет чувствовать себя очень уверенно и его исполнение будет более творческим. В-третьих, профессия дирижёра сейчас становится особенно популярной у молодых музыкантов. У многих есть задатки лидерства и потребность в руководстве. Дирижирование – та профессия, в которой реализоваться музыканту можно по полной программе.
— А какой результат по окончании курса получают ученики?
— По итогам этого курса можно сказать, что ребята, которые ко мне пришли, за пять дней поняли, откуда растут дирижёрские руки (смеётся). Они поняли, кто такой дирижёр, почему он вдруг стал дирижёром – не играющим музыкантом, а именно руководящим. В процессе мы занимались танцами, физкультурой, вникали в работу двигательной мышечной системы организма, чтобы вывести ребят из сформировавшейся статической позы при занятиях на инструменте. Каждый человек имеет свою индивидуальную психофизику, поэтому к каждому надо было найти индивидуальный подход. Кроме практической пользы, ученикам, думаю, было ещё и просто интересно. Полагаю, что выпускники моего курса смогут более профессионально понимать и оценивать работу дирижёров и оркестров, с которыми они будут вместе исполнять программы в амплуа солистов.
— Для себя Вы сделали какие-то выводы по окончании курса?
— Интерес к профессии дирижера большой. Те, кто начал заниматься дирижированием, будут и дальше продолжать повышать свои профессиональные навыки, а сам курс пополнится новыми юными талантами.
Во время проведения курса у меня возникло много идей, как можно быстрее и эффективнее подходить к образовательному процессу, поэтому будем разрабатывать более многогранную систему обучения, учитывая, конечно, индивидуально-психологические особенности молодых музыкантов.
— И заключительный вопрос: «Кто такой дирижёр?»
— Профессия дирижера — это своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, очень сложно. В первую очередь – это человек, имеющий весь букет профессиональных качеств, по-настоящему влюбленный в музыку, чувствующий все ее оттенки и понимающий задумки автора. Это человек-психолог, имеющий лидерские качества, волю и целеустремленность, творческие и педагогические способности, гибкость мышления и склонность к импровизации, физическую выносливость, а также это просто очень хороший, отзывчивый и любящий Человек с большой буквы!
Фото: Е. Софронова (превью), Dominanta Media
119019, МОСКВА, УЛ. ЗНАМЕНКА, Д. 12/2 СТР.3
Проезд: ст. м. «Арбатская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина»
E-mail: gnesinschool@mail.ru
Тел.: + 7 916.149.68.69 (пн-сб., с 11:00 до 19:00 по московскому времени)
Сайт организатора: gnessinka.ru
© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных