4-14 августа 2022 года в МССМШ им. Гнесиных состоялась седьмая «Московская международная Летняя школа в Гнесинке» – уникальное событие в сфере музыкального образования и детского творчества.На протяжении 11 дней больше 200 участников из России и зарубежья плодотворно работали с педагогами, общались со сверстниками и выступали на отчетных концертах.
В программе проекта были представлены как индивидуальные мастер-классы по различным специальностям (оркестровые и барочные инструменты, фортепиано, джазовый вокал, композиция, дирижирование, камерный ансамбль), оркестровая практика (духовой, симфонический оркестры), а также групповые занятия и лекции, включенные в творческие мастерские по авторским методикам ведущих педагогов России.
«ЮНЫЕ ГНЕСИНЦЫ»
Пока более взрослые участники осваивали насыщенную образовательную программу, жизнь кипела и в летнем творческом лагере «Юные гнесинцы». Именно здесь созданы все условия, чтобы дети от 4-х до 13 лет в игровой форме знакомились с разными видами искусств, занимались музыкой и расширяли свой культурный кругозор. В этом году в трех группах «Юные гнесинцы» приняло участие более 70-ти детей!
Руководитель групп творческого развития «Юные гнесинцы» Ксения Рычкова:
«Второй год в нашем творческом лагере участвуют дети трех возрастных категорий: 4-6, 7-10 и 11-14 лет. Регулярно самой многочисленной становится средняя группа. В этом году, в связи с большим количеством желающих попасть в младшую группу, мы впервые разделили ее на три потока. В «Юных гнесинцах» дети получают вдохновение перед началом учебного года, погружаются в атмосферу творчества. Возможно, кто-то из них после «Летней школы» решит связать свою жизнь с музыкой».
Среди активностей творческого лагеря «Юные гнесинцы»: оркестр Орфа, хор и сольфеджио, танец и изобразительное искусство, актерская импровизация, история и слушание музыки, а также шоу-оркестр под управлением дуэта ударных инструментов Percarus Duo.
Участник дуэта Percarus Duo, солист ГАСО им. Светланова Владимир Терехов:
«Мы проводим этот ритмический курс (шумовой оркестр) уже не первый год. Наши сеансы ритмической терапии для невооруженного глаза кажутся каким-то хаосом. Вначале может сложиться ощущение, что ничего не выходит, но на самом деле это не так. Дети привыкают к нашим инструментам, к нашему организационному стилю, потому что музыка — это не только игра на инструментах, но еще и способность вовремя остановиться и вовремя заиграть, слушать друг друга и дирижера, смотреть на него».
ОРКЕСТРОВАЯ ПРАКТИКА
«Летняя школа в Гнесинке» — ежегодный образовательный интенсив, а практика игры в оркестре – непеременная его составляющая. В 2022 году программа оркестровой практики была значительно расширена. Репетировали и представляли свои творческие отчеты два коллектива. Среди них, впервые – Сводный духовой оркестр «Летней школы» под управлением дирижера Государственного Кремлевского оркестра России Александра Нянькина.
«Дети отреагировали верно на тот посыл, что нашему оркестру было предложено открыть как «Летнюю школу», так и фестиваль «GNESSIN AIR на Знаменке». Это очень почетно. Когда я об этом объявил, то большинство оркестрантов, наших школьников, сказали «конечно, мы обязательно придем». Никого не смутило, что репетиции начнутся до официального начала «Летней школы» и будет больше работы. Я думаю, что концерт это показал – были видны горящие глаза детей, их желание и хороший музыкантский драйв.
Опыт от фестивалей и летних школ у каждого будет свой. Кто-то приехал издалека, понял на каком уровне работает Школа им. Гнесиных и для себя увидел какие-то ориентиры роста. Это будет импульсом возможного поступления в нашу школу и продолжения обучения здесь. А кто-то просто очень любит играть в оркестре и получит серьезный опыт».
А вот сводный симфонический оркестр «Летней школы в Гнесинке» давно стал своеобразным брендом проекта. Этот коллектив уникален прежде всего по составу, поскольку за соседними пультами могут сидеть как 12-летний музыкант, так и известные солисты лучших оркестров Москвы. В течение 11 дней «Летней школы» в оркестре юные музыканты находятся бок о бок с мастерами, перенимают бесценный профессиональный опыт своих старших коллег, а также постигают тонкости взаимодействия оркестра и дирижера. В этом году результатом интенсивной оркестровой практики стали две большие программы.
Одна из концертных программ, которая прозвучала на летней сцене 10 августа, была создана в содружестве с молодыми солистами, сверстниками оркестрантов – воспитанниками МССМШ им. Гнесиных, лауреатами международных конкурсов и обладателями грантов Мэра Москвы: Марией Корякиной (флейта), победителем XXII Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» Дмитрием Мелькумовым (гобой) и победителем Всероссийского телеконкурса «Синяя птица»-2021 Елисеем Косолаповым (скрипка).
Второй концерт – эксперимент с музыкой для разной аудитории. На самом ожидаемом событии финального дня – гала-концерте open air «Летней школы» и II Фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» – оркестр исполнил очень серьезную программу: единственный фортепианный концерт Клары Шуман (соло – Варвара Кутузова), симфонию «Из Нового Света» Антонина Дворжака и неожиданный сюрприз – популярную классику с солистом-диджеем (соло – Илья Федотов/ DJ First).
За дирижерским пультом сводного симфонического оркестра – художественный руководитель «Летней школы в Гнесинке» и Музыкального фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке», директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов:
«Мне очень приятно, что летом, когда все хотят отдыхать и расслабляться, наши молодые музыканты, наоборот, приходят в школу и работают над своим мастерством. Они хотят поучаствовать во всех мероприятиях, которые тут проходят: в мастер-классах с известными педагогами, в репетициях камерных ансамблей и в оркестровых встречах. Мне кажется, эти люди точно знают, чего они хотят от жизни и кем станут в будущем. Поэтому они не теряют времени даром. Наши студенты умеют и отдыхать, и работать. Они нацелены, настроены на своё будущее, и они очень сильно хотят владеть своей профессией, быть в ней лучшими».
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Летняя школа» – место, где могут учиться не только дети, но и их преподаватели. В рамках проекта состоялись курсы повышения квалификации для преподавателей ДМШ, ДШИ и СПО. Для участников курсов была разработана программа, включающая в себя практически полный спектр занятий «Летней школы»: педагоги получили уникальную возможность присутствовать на закрытых мастер-классах, оркестровых и групповых репетициях. А ещё в подарок получили абонемент на посещение всех концертов фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке»
Одна из слушательниц курсов поделилась своими впечатлениями:
«Цель одна – учиться всю жизнь. Я очень давно мечтала попасть на мастер-классы к Татьяне Семеновне Беркуль. И когда увидела ее в программе «Летней школы» — сразу отправила заявку. Приехав сюда, была удивлена такой разнообразной программе: мы посещали индивидуальные мастер-классы, танцевали барочные танцы, слушали лекции о музыке, живописи, философии. Помимо этого, огромное количество концертов. И конечно, атмосфера! Улыбки счастливых детей, бегающих по школе с инструментами в руках, – это просто замечательно!»
ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ И МАСТЕР-КЛАССЫ
Вариации творческих мастерских, представленных в «Летней школе», огромны. Это и Ораторское мастерство для музыкантов (куратор Дмитрий Смирнов), и «Мастерская флейты» (авторский курс доцента МГК им. П.И. Чайковского Ольги Ивушейковой), и Международная творческая мастерская Percarus Duo (кураторы – Михаил Путков и Владимир Терехов), Мастерская Елены Березкиной и курс «Знакомство с основами дирижирования» (куратор – Александрас Шимелис).
А также – Практика и теория игры на исторических клавишных инструментах: клавесин, клавикорд, хаммерклавир (автор курса – профессор МГК им. П.И. Чайковского Ольга Мартынова) и Московская барочная академия в Гнесинке. Последнее – нововведение в программе VII «Летней школы».
Курс «Московская Барочная академия в Гнесинке» состоит из класса ансамбля и индивидуальных занятий, авторских лекций по живописи эпохи барокко, риторике, барочным танцам, философии и теории музыки XVII-XVIII веков. Куратор и организатор курса – заведующая отделением оркестровых духовых и ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных, преподаватель по классу флейты Диана Кривенко.
«Ребята очень заинтересованы и внимательны, — поделился своими впечатлениями один из преподавателей мастерской, доцент МГК им. П.И. Чайковского Филипп Нодель. – Те, которые постарше, уже много играли барочную музыку, ведь именно с неё начинается программа обучения на любом инструменте: флейте, гобое и многих других.
Первые произведения, которые обычно играют музыканты, – менуэты Баха или Генделя. Так что нам барочная музыка знакома с детства и поэтому о стиле важно говорить уже в столь юном возрасте. Пусть они еще не понимают каких-то тонкостей и премудростей, но можно же поговорить об этом простым языком. И уже потом, когда они станут старше, объяснить им, что это совсем не детская музыка, и играть её можно всю жизнь и каждый раз по-разному».
Юлия Москвина – преподаватель философии и эстетики барокко:
«Мне нравится тенденция изучения музыки старинных эпох, музыки отдаленного времени. Иногда находятся совершенно неожиданные, на первый взгляд, параллели старинной музыки и музыки XX – начала XXI века. Очень сильно трансформируется восприятие и понимание музыки, меняется не только роль композитора, но и роль слушателя. Многие моменты в современной музыке более близки старинной, чем классико-романтической. Всё новое – хорошо забытое старое, но на новом спиральном витке».
Еще одна творческая мастерская – «Гобойный IRONMAN». Стойкости гобоистов «Летней школы» позавидуют даже профессиональные спортсмены! Автор курса – солист симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета Денис Освер. Для участников организаторы подготовили абонементы разной степени сложности. Каждый гобоист мог выбрать комфортный для себя набор занятий и прокачать свои исполнительские навыки вместе с именитыми преподавателями.
В числе наставников – солист оркестра Большого театра Евгений Иванов-Рощин, солист оркестра МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгений Шредник. Дистанционные лекции проводил Хосе Антонио Масмано — солист оркестра города Гранады, профессор оркестрового репертуара и гобоя в Высшей музыкальной консерватории Арагона, президент Afoes.
Солист оркестра Большого театра Евгений Иванов-Рощин:
«Сама идея «Летней школы» мне кажется прекрасной и очень правильной. Многие (в том числе, и я когда-то), когда учатся в музыкальной школе или училище, летом немножко расслабляются. А здесь ребята находятся в постоянном тонусе. Мне кажется, это здорово! И самое главное – здесь нет общеобразовательных предметов, а значит, ты легко можешь отдаваться своей специальности. Самому это довольно сложно организовать – есть куча других летних развлечений. А здесь тебя направляют на правильный путь».
Солисты оркестров ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга были приглашены и в другие творческие мастерские. Они также поделились своими впечатлениями.
Солист оркестра Мариинского театра, доцент Санкт-Петербургской консерватории Денис Лупачев:
«Я первый раз в «Летней школе». В этом году меня пригласили любимые коллеги. Например, в нашей «Мастерской флейты» был концерт-дискуссия. Это новый для меня и очень интересный формат. После выступления участников мы вместе – ребята и педагоги – обсуждали их игру. Исполнители высказывали свое критическое мнение, а преподаватели – своё. Мне всегда интересно слушать молодых музыкантов, учитывая, что у каждого свой уровень.
Меня не перестаёт удивлять тот факт, что в августе — в жару! — дети занимаются на флейте. Они специально приезжают сюда, потом едут домой, где снова занимаются. Их упрямство и устремленность, конечно, подкупают.
Гнесинка – одно из лучших в мире мест, где преподают музыку. Без преувеличений. Когда входишь в эти стены, видишь такое количество замечательных фортепиано Steinway, то испытываешь шок. Это большая заслуга руководства школы. Для детей очень важно находиться в стенах, где учились Кисин, Огринчук (мой однокурсник в Париже) и другие музыканты. Это стимулирует их больше развиваться и заниматься, чтобы однажды стать учащимся Гнесинской десятилетки».
Солист оркестра Большого театра Борис Лифановский:
«Впечатления от «Летней школы» у меня очень хорошие. Дети здесь, конечно, разные. Есть сильные исполнители, есть послабее. И для тех, и для других – хорошо, что они могут прийти в Гнесинку и позаниматься с лучшими педагогами. Я бы расширил «Летнюю школу» и добавил к курсам Оркестровую академию – она была бы полезна для детей постарше. В России вообще нет оркестровых академий, и её создание спасло бы ситуацию.
А вообще я очень люблю эти Летние школы – ни одной не пропустил! Педагоги – настоящие профессионалы. Занятий здесь хватает надолго –если запоминать и делать то, что тебе здесь говорят. Неудивительно, что многие приезжают сюда, чтобы в дальнейшем поступать в Гнесинку и там учиться».
Также свои мастер-классы провели участники трио фаготов «The Kings of Bassoon Trio»: солисты группы фаготов оркестра Мариинского театра Родион Толмачев и Руслан Мамедов, солист-концертмейстер Российского национального оркестра Андрей Шамиданов.
НАШИ ОТЗЫВЫ
Удовольствие от проекта получают не только дети, но и преподаватели Летней школы!
Профессор кафедры медных духовых инструментов РАМ им. Гнесиных Владимир Пушкарев:
«Летняя школа интенсивно развивается. Приезжают более заинтересованные дети, чтобы не терять летнее время. Можно прийти и получить громадную пользу. Я в восторге! С каждый годом все ярче красочнее, интереснее и насыщеннее!»
Профессор МГК им. П.И. Чайковского Татьяна Беркуль:
«Дети, которые приезжают из регионов, очень хотят учиться, поэтому для них «Летняя школа» – это возможность, во-первых, услышать мнение профессионалов, а во-вторых, овладеть профессиональными навыками. У них у всех есть огромное желание, но зачастую нет базы. Поэтому для них «Летняя школа» – шанс распланировать своё будущее развитие в профессии. Для кого-то это очень хорошее начало».
Преподаватель блок-флейты в рамках «Мастерской флейты Ольги Ивушейковой», автор идеи концерта «Хаос на Парнасе» Ульяна Живицкая:
«Осуществилась моя мечта! Я очень хотела стать автором концептуального концерта, который сочетает в себе и музыкальную программу, и литературную основу. Получилось очень здорово.
Мне кажется, что это каникулы моей мечты. Мало того, что я здесь выросла, так здесь же я еще и преподаю! Мне это очень нравится. Самое главное, что я продолжаю традиции, которые заложила школа».
Преподаватель Московской консерватории по классу барочной трубы Леонид Гурьев:
«Мне очень нравится подход к детям в «Летней школе». Эта программа дает им возможность реализовать все свои интересы. Здесь и танцуют, и поют, и занимаются, и слушают музыку. Это возможность подготовиться к новому учебному году и творческой деятельности».
Заслуженный работник культуры, преподаватель специального фортепиано в МССМШ им. Гнесиных Елена Березкина:
«Летняя школа в Гнесинке» — это «место силы», которую обретают все, кто сюда приезжает и получает тот фантастический заряд энергии, который пробуждает у ребят желание подняться на новый творческий уровень.
Поэтому «Летняя школа» демонстрирует тот темп работы, в котором живут дети, занимающиеся музыкой профессионально. Для ребят, которые к нам приезжают, это важно. Многие из них хотят поступать в нашу школу (колледж), а потом продолжить обучение в вузах. Но подчас они не имеют представления о том, на каком уровне они должны находиться уже сегодня. «Летняя школа» позволяет им понять (в том числе благодаря педагогам, которые оценивают их навыки и способности), насколько они открыты профессии и готовы ли принять такой интенсив. А самое главное – определиться, хотят ли они вообще всем этим заниматься.
А мы, в свою очередь, стараемся показать ребятам, в чем состоит суть специальности, влюбляем ребят в нее и советуем, что они должны принять и от чего – отказаться.
Многие из наших слушателей приезжают сюда много лет подряд. Кто-то из них поступает к нам или в другие профессиональные учебные заведения. Некоторые уже с первых шагов понимают, что это не для них. Ведь не каждый готов отказаться от своего привычного распорядка. «Летняя школа» важна и для родителей, потому что ребенку – маленькому музыканту – не по силам одному, без их поддержки, следовать столь насыщенному графику, включающему различные модули и формы.
Погружение в абсолютно профессиональную среду – с концертами, лекциями, мастер-классами и open-airs, — для кого-то станет развенчанием иллюзий, а для кого-то – воплощением абсолютной мечты, помочь реализовать которую и есть главная миссия «Летней школы».
ИТОГИ
Итоги VII «Летней школы в Гнесинке» и II Музыкального фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» подвел художественный руководитель, директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов:
«Мне кажется, после пандемии «Летняя школа» прошла с большим воодушевлением. Все ждали, когда начнется нормальное концертное лето. И вот оно наступило. И все с таким удовольствием погрузились в эту «Летнюю школу», начиная от «Юных гнесинцев» и заканчивая заслуженными артистами и деятелями культуры! Все получили огромное наслаждение, судя по улыбкам, которые я вижу на лицах этих людей.
В рамках фестиваля у нас было больше 30-ти концертов. По три-четыре концерта в день. Все хотели выступить, показать себя. Какие-то не были запланированы в программе, но мы с удовольствием предоставили наши концертные площадки молодым исполнителям – выпускникам нашей школы и вузов Москвы, открывая публике новые имена. Заключительный концерт поставил яркую точку очень разнообразной программой, начиная от романтической Клары Шуман через современные ритмы диджея к всеобъемлющей симфонии Дворжака.
Все получили большой музыкальный заряд на целый учебный год вперед!»
Организаторы благодарят участников и педагогов! Вместе мы создали историю новой «Летней школы в Гнесинке».
Мы желаем ребятам новых вершин и достижений на пути становления и надеемся, что эти 11 насыщенных дней останутся для всех участников незабываемыми!
До встречи в 2023 году – с 3 по 13 августа!
POST SCRIPTUM
Насыщенная программа 11 дней «Летней школы» и фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» отразилась в одиннадцати главах подробного дневника домовенка Музи, необычного персонажа и гостя Школы им. Гнесиных.
Его впечатления от всех мероприятий, концертов и встреч с участниками проекта позволят погрузиться в творческую атмосферу Гнесинки и вспомнить самые яркие моменты этого августа!
Екатерина Ключникова
119019, МОСКВА, УЛ. ЗНАМЕНКА, Д. 12/2 СТР.3
Проезд: ст. м. «Арбатская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина»
E-mail: gnesinschool@mail.ru
Тел.: + 7 916.149.68.69 (пн-сб., с 11:00 до 19:00 по московскому времени)
Сайт организатора: gnessinka.ru
© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных