«Летняя школа в Гнесинке – импульс к абсолютной мечте!»

4-14 августа 2022 года в МССМШ им. Гнесиных состоялась седьмая «Московская международная Летняя школа в Гнесинке» – уникальное событие в сфере музыкального образования и детского творчества.На протяжении 11 дней больше 200 участников из России и зарубежья плодотворно работали с педагогами, общались со сверстниками и выступали на отчетных концертах.

В программе проекта были представлены как индивидуальные мастер-классы по различным специальностям (оркестровые и барочные инструменты, фортепиано, джазовый вокал, композиция, дирижирование, камерный ансамбль), оркестровая практика (духовой, симфонический оркестры), а также групповые занятия и лекции, включенные в творческие мастерские по авторским методикам ведущих педагогов России.

«ЮНЫЕ ГНЕСИНЦЫ»

Пока более взрослые участники осваивали насыщенную образовательную программу, жизнь кипела и в летнем творческом лагере «Юные гнесинцы». Именно здесь созданы все условия, чтобы дети от 4-х до 13 лет в игровой форме знакомились с разными видами искусств, занимались музыкой и расширяли свой культурный кругозор. В этом году в трех группах «Юные гнесинцы» приняло участие более 70-ти детей!

«Юные гнесинцы»

Руководитель групп творческого развития «Юные гнесинцы» Ксения Рычкова:

«Второй год в нашем творческом лагере участвуют дети трех возрастных категорий: 4-6, 7-10 и 11-14 лет. Регулярно самой многочисленной становится средняя группа. В этом году, в связи с большим количеством желающих попасть в младшую группу, мы впервые разделили ее на три потока. В «Юных гнесинцах» дети получают вдохновение перед началом учебного года, погружаются в атмосферу творчества. Возможно, кто-то из них после «Летней школы» решит связать свою жизнь с музыкой».

Среди активностей творческого лагеря «Юные гнесинцы»: оркестр Орфа, хор и сольфеджио, танец и изобразительное искусство, актерская импровизация, история и слушание музыки, а также шоу-оркестр под управлением дуэта ударных инструментов Percarus Duo.

Владимир Терехов

Участник дуэта Percarus Duo, солист ГАСО им. Светланова Владимир Терехов:

«Мы проводим этот ритмический курс (шумовой оркестр) уже не первый год. Наши сеансы ритмической терапии для невооруженного глаза кажутся каким-то хаосом. Вначале может сложиться ощущение, что ничего не выходит, но на самом деле это не так. Дети привыкают к нашим инструментам, к нашему организационному стилю, потому что музыка — это не только игра на инструментах, но еще и способность вовремя остановиться и вовремя заиграть, слушать друг друга и дирижера, смотреть на него».

ОРКЕСТРОВАЯ ПРАКТИКА

«Летняя школа в Гнесинке» — ежегодный образовательный интенсив, а практика игры в оркестре – непеременная его составляющая. В 2022 году программа оркестровой практики была значительно расширена. Репетировали и представляли свои творческие отчеты два коллектива. Среди них, впервые – Сводный духовой оркестр «Летней школы» под управлением дирижера Государственного Кремлевского оркестра России Александра Нянькина.

А.В. Нянькин

«Дети отреагировали верно на тот посыл, что нашему оркестру было предложено открыть как «Летнюю школу», так и фестиваль «GNESSIN AIR на Знаменке». Это очень почетно. Когда я об этом объявил, то большинство оркестрантов, наших школьников, сказали «конечно, мы обязательно придем». Никого не смутило, что репетиции начнутся до официального начала «Летней школы» и будет больше работы. Я думаю, что концерт это показал – были видны горящие глаза детей, их желание и хороший музыкантский драйв.

Опыт от фестивалей и летних школ у каждого будет свой. Кто-то приехал издалека, понял на каком уровне работает Школа им. Гнесиных и для себя увидел какие-то ориентиры роста. Это будет импульсом возможного поступления в нашу школу и продолжения обучения здесь. А кто-то просто очень любит играть в оркестре и получит серьезный опыт».

Симфонический оркестр «Летней школы в Гнесинке»

А вот сводный симфонический оркестр «Летней школы в Гнесинке» давно стал своеобразным брендом проекта. Этот коллектив уникален прежде всего по составу, поскольку за соседними пультами могут сидеть как 12-летний музыкант, так и известные солисты лучших оркестров Москвы. В течение 11 дней «Летней школы» в оркестре юные музыканты находятся бок о бок с мастерами, перенимают бесценный профессиональный опыт своих старших коллег, а также постигают тонкости взаимодействия оркестра и дирижера. В этом году результатом интенсивной оркестровой практики стали две большие программы.

Дмитрий Мелькумов и Елисей Косолапов

Мария Корякина

Одна из концертных программ, которая прозвучала на летней сцене 10 августа, была создана в содружестве с молодыми солистами, сверстниками оркестрантов – воспитанниками МССМШ им. Гнесиных, лауреатами международных конкурсов и обладателями грантов Мэра Москвы: Марией Корякиной (флейта), победителем XXII Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» Дмитрием Мелькумовым (гобой) и победителем Всероссийского телеконкурса «Синяя птица»-2021 Елисеем Косолаповым (скрипка).

Гала-концерт

Второй концерт – эксперимент с музыкой для разной аудитории. На самом ожидаемом событии финального дня – гала-концерте open air «Летней школы» и II Фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» – оркестр исполнил очень серьезную программу: единственный фортепианный концерт Клары Шуман (соло – Варвара Кутузова), симфонию «Из Нового Света» Антонина Дворжака и неожиданный сюрприз – популярную классику с солистом-диджеем (соло – Илья Федотов/ DJ First).

Варвара Кутузова

DJ First

За дирижерским пультом сводного симфонического оркестра – художественный руководитель «Летней школы в Гнесинке» и Музыкального фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке», директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов:

Михаил Хохлов

«Мне очень приятно, что летом, когда все хотят отдыхать и расслабляться, наши молодые музыканты, наоборот, приходят в школу и работают над своим мастерством. Они хотят поучаствовать во всех мероприятиях, которые тут проходят: в мастер-классах с известными педагогами, в репетициях камерных ансамблей и в оркестровых встречах. Мне кажется, эти люди точно знают, чего они хотят от жизни и кем станут в будущем. Поэтому они не теряют времени даром. Наши студенты умеют и отдыхать, и работать. Они нацелены, настроены на своё будущее, и они очень сильно хотят владеть своей профессией, быть в ней лучшими».

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 «Летняя школа» – место, где могут учиться не только дети, но и их преподаватели. В рамках проекта состоялись курсы повышения квалификации для преподавателей ДМШ, ДШИ и СПО. Для участников курсов была разработана программа, включающая в себя практически полный спектр занятий «Летней школы»: педагоги получили уникальную возможность присутствовать на закрытых мастер-классах, оркестровых и групповых репетициях. А ещё в подарок получили абонемент на посещение всех концертов фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке»

Курсы повышения квалификации. Руководитель — заведующая отделом методики и педагогической практики Ольга Балчайтис

Одна из слушательниц курсов поделилась своими впечатлениями:

«Цель одна – учиться всю жизнь. Я очень давно мечтала попасть на мастер-классы к Татьяне Семеновне Беркуль. И когда увидела ее в программе «Летней школы» — сразу отправила заявку. Приехав сюда, была удивлена такой разнообразной программе: мы посещали индивидуальные мастер-классы, танцевали барочные танцы, слушали лекции о музыке, живописи, философии. Помимо этого, огромное количество концертов. И конечно, атмосфера! Улыбки счастливых детей, бегающих по школе с инструментами в руках, – это просто замечательно!»

Мастер-класс профессора Т.С. Беркуль

ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ И МАСТЕР-КЛАССЫ

Вариации творческих мастерских, представленных в «Летней школе», огромны. Это и Ораторское мастерство для музыкантов (куратор Дмитрий Смирнов), и «Мастерская флейты» (авторский курс доцента МГК им. П.И. Чайковского Ольги Ивушейковой), и Международная творческая мастерская Percarus Duo (кураторы – Михаил Путков и Владимир Терехов), Мастерская Елены Березкиной и курс «Знакомство с основами дирижирования» (куратор – Александрас Шимелис).

А также – Практика и теория игры на исторических клавишных инструментах: клавесин, клавикорд, хаммерклавир (автор курса – профессор МГК им. П.И. Чайковского Ольга Мартынова) и Московская барочная академия в Гнесинке. Последнее – нововведение в программе VII «Летней школы».

Курс «Московская Барочная академия в Гнесинке» состоит из класса ансамбля и индивидуальных занятий, авторских лекций по живописи эпохи барокко, риторике, барочным танцам, философии и теории музыки XVII-XVIII веков. Куратор и организатор курса – заведующая отделением оркестровых духовых и ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных, преподаватель по классу флейты Диана Кривенко.

«Ребята очень заинтересованы и внимательны, — поделился своими впечатлениями один из преподавателей мастерской, доцент МГК им. П.И. Чайковского Филипп Нодель. – Те, которые постарше, уже много играли барочную музыку, ведь именно с неё начинается программа обучения на любом инструменте: флейте, гобое и многих других.

Филипп Нодель

Первые произведения, которые обычно играют музыканты, – менуэты Баха или Генделя. Так что нам барочная музыка знакома с детства и поэтому о стиле важно говорить уже в столь юном возрасте. Пусть они еще не понимают каких-то тонкостей и премудростей, но можно же поговорить об этом простым языком. И уже потом, когда они станут старше, объяснить им, что это совсем не детская музыка, и играть её можно всю жизнь и каждый раз по-разному».

Курс философии и эстетики барокко

Юлия Москвина – преподаватель философии и эстетики барокко:

«Мне нравится тенденция изучения музыки старинных эпох, музыки отдаленного времени. Иногда находятся совершенно неожиданные, на первый взгляд, параллели старинной музыки и музыки XX – начала XXI века. Очень сильно трансформируется восприятие и понимание музыки, меняется не только роль композитора, но и роль слушателя. Многие моменты в современной музыке более близки старинной, чем классико-романтической. Всё новое – хорошо забытое старое, но на новом спиральном витке».

Гобойный IRONMAN

Еще одна творческая мастерская – «Гобойный IRONMAN». Стойкости гобоистов «Летней школы» позавидуют даже профессиональные спортсмены! Автор курса – солист симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета Денис Освер. Для участников организаторы подготовили абонементы разной степени сложности. Каждый гобоист мог выбрать комфортный для себя набор занятий и прокачать свои исполнительские навыки вместе с именитыми преподавателями.

В числе наставников – солист оркестра Большого театра Евгений Иванов-Рощин, солист оркестра МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгений Шредник. Дистанционные лекции проводил Хосе Антонио Масмано — солист оркестра города Гранады, профессор оркестрового репертуара и гобоя в Высшей музыкальной консерватории Арагона, президент Afoes.

Евгений Иванов-Рощин

Солист оркестра Большого театра Евгений Иванов-Рощин:

«Сама идея «Летней школы» мне кажется прекрасной и очень правильной. Многие (в том числе, и я когда-то), когда учатся в музыкальной школе или училище, летом немножко расслабляются. А здесь ребята находятся в постоянном тонусе. Мне кажется, это здорово! И самое главное – здесь нет общеобразовательных предметов, а значит, ты легко можешь отдаваться своей специальности. Самому это довольно сложно организовать – есть куча других летних развлечений. А здесь тебя направляют на правильный путь».

Солисты оркестров ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга были приглашены и в другие творческие мастерские. Они также поделились своими впечатлениями.

Денис Лупачев

Солист оркестра Мариинского театра, доцент Санкт-Петербургской консерватории Денис Лупачев:

«Я первый раз в «Летней школе». В этом году меня пригласили любимые коллеги. Например, в нашей «Мастерской флейты» был концерт-дискуссия. Это новый для меня и очень интересный формат. После выступления участников мы вместе – ребята и педагоги – обсуждали их игру. Исполнители высказывали свое критическое мнение, а преподаватели – своё. Мне всегда интересно слушать молодых музыкантов, учитывая, что у каждого свой уровень.

Меня не перестаёт удивлять тот факт, что в августе — в жару! — дети занимаются на флейте. Они специально приезжают сюда, потом едут домой, где снова занимаются. Их упрямство и устремленность, конечно, подкупают.

Гнесинка – одно из лучших в мире мест, где преподают музыку. Без преувеличений. Когда входишь в эти стены, видишь такое количество замечательных фортепиано Steinway, то испытываешь шок. Это большая заслуга руководства школы. Для детей очень важно находиться в стенах, где учились Кисин, Огринчук (мой однокурсник в Париже) и другие музыканты. Это стимулирует их больше развиваться и заниматься, чтобы однажды стать учащимся Гнесинской десятилетки».

Борис Лифановский

Солист оркестра Большого театра Борис Лифановский:

«Впечатления от «Летней школы» у меня очень хорошие. Дети здесь, конечно, разные. Есть сильные исполнители, есть послабее. И для тех, и для других – хорошо, что они могут прийти в Гнесинку и позаниматься с лучшими педагогами. Я бы расширил «Летнюю школу» и добавил к курсам Оркестровую академию – она была бы полезна для детей постарше. В России вообще нет оркестровых академий, и её создание спасло бы ситуацию.

А вообще я очень люблю эти Летние школы – ни одной не пропустил! Педагоги – настоящие профессионалы. Занятий здесь хватает надолго –если запоминать и делать то, что тебе здесь говорят. Неудивительно, что многие приезжают сюда, чтобы в дальнейшем поступать в Гнесинку и там учиться».

The Kings of Bassoon Trio

Также свои мастер-классы провели участники трио фаготов «The Kings of Bassoon Trio»: солисты группы фаготов оркестра Мариинского театра Родион Толмачев и Руслан Мамедов, солист-концертмейстер Российского национального оркестра Андрей Шамиданов.

НАШИ ОТЗЫВЫ

Удовольствие от проекта получают не только дети, но и преподаватели Летней школы!

Владимир Пушкарев

Профессор кафедры медных духовых инструментов РАМ им. Гнесиных Владимир Пушкарев:

«Летняя школа интенсивно развивается. Приезжают более заинтересованные дети, чтобы не терять летнее время. Можно прийти и получить громадную пользу. Я в восторге! С каждый годом все ярче красочнее, интереснее и насыщеннее!»

Татьяна Беркуль

Профессор МГК им. П.И. Чайковского Татьяна Беркуль:

«Дети, которые приезжают из регионов, очень хотят учиться, поэтому для них «Летняя школа» – это возможность, во-первых, услышать мнение профессионалов, а во-вторых, овладеть профессиональными навыками. У них у всех есть огромное желание, но зачастую нет базы. Поэтому для них «Летняя школа» – шанс распланировать своё будущее развитие в профессии. Для кого-то это очень хорошее начало».

Ульяна Живицкая

Преподаватель блок-флейты в рамках «Мастерской флейты Ольги Ивушейковой», автор идеи концерта «Хаос на Парнасе» Ульяна Живицкая:

«Осуществилась моя мечта! Я очень хотела стать автором концептуального концерта, который сочетает в себе и музыкальную программу, и литературную основу. Получилось очень здорово.

Мне кажется, что это каникулы моей мечты. Мало того, что я здесь выросла, так здесь же я еще и преподаю! Мне это очень нравится. Самое главное, что я продолжаю традиции, которые заложила школа».

Л. Гурьев

Преподаватель Московской консерватории по классу барочной трубы Леонид Гурьев:

«Мне очень нравится подход к детям в «Летней школе». Эта программа дает им возможность реализовать все свои интересы. Здесь и танцуют, и поют, и занимаются, и слушают музыку. Это возможность подготовиться к новому учебному году и творческой деятельности».

Елена Березкина

Заслуженный работник культуры, преподаватель специального фортепиано в МССМШ им. Гнесиных Елена Березкина:

«Летняя школа в Гнесинке» — это «место силы», которую обретают все, кто сюда приезжает и получает тот фантастический заряд энергии, который пробуждает у ребят желание подняться на новый творческий уровень.

Поэтому «Летняя школа» демонстрирует тот темп работы, в котором живут дети, занимающиеся музыкой профессионально. Для ребят, которые к нам приезжают, это важно. Многие из них хотят поступать в нашу школу (колледж), а потом продолжить обучение в вузах.  Но подчас они не имеют представления о том, на каком уровне они должны находиться уже сегодня. «Летняя школа» позволяет им понять (в том числе благодаря педагогам, которые оценивают их навыки и способности), насколько они открыты профессии и готовы ли принять такой интенсив. А самое главное – определиться, хотят ли они вообще всем этим заниматься. 

А мы, в свою очередь, стараемся показать ребятам, в чем состоит суть специальности, влюбляем ребят в нее и советуем, что они должны принять и от чего – отказаться.

Многие из наших слушателей приезжают сюда много лет подряд. Кто-то из них поступает к нам или в другие профессиональные учебные заведения. Некоторые уже с первых шагов понимают, что это не для них. Ведь не каждый готов отказаться от своего привычного распорядка. «Летняя школа» важна и для родителей, потому что ребенку – маленькому музыканту – не по силам одному, без их поддержки, следовать столь насыщенному графику, включающему различные модули и формы.

Погружение в абсолютно профессиональную среду – с концертами, лекциями, мастер-классами и open-airs, — для кого-то станет развенчанием иллюзий, а для кого-то – воплощением абсолютной мечты, помочь реализовать которую и есть главная миссия «Летней школы».

ИТОГИ

Итоги VII «Летней школы в Гнесинке» и II Музыкального фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» подвел художественный руководитель, директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов:

«Мне кажется, после пандемии «Летняя школа» прошла с большим воодушевлением. Все ждали, когда начнется нормальное концертное лето. И вот оно наступило. И все с таким удовольствием погрузились в эту «Летнюю школу», начиная от «Юных гнесинцев» и заканчивая заслуженными артистами и деятелями культуры! Все получили огромное наслаждение, судя по улыбкам, которые я вижу на лицах этих людей.

В рамках фестиваля у нас было больше 30-ти концертов. По три-четыре концерта в день. Все хотели выступить, показать себя. Какие-то не были запланированы в программе, но мы с удовольствием предоставили наши концертные площадки молодым исполнителям – выпускникам нашей школы и вузов Москвы, открывая публике новые имена. Заключительный концерт поставил яркую точку очень разнообразной программой, начиная от романтической Клары Шуман через современные ритмы диджея к всеобъемлющей симфонии Дворжака.

Все получили большой музыкальный заряд на целый учебный год вперед!»

Участники Седьмой «Летней школы в Гнесинке»

Организаторы благодарят участников и педагогов! Вместе мы создали историю новой «Летней школы в Гнесинке».

Мы желаем ребятам новых вершин и достижений на пути становления и надеемся, что эти 11 насыщенных дней останутся для всех участников незабываемыми!

До встречи в 2023 году – с 3 по 13 августа!

POST SCRIPTUM

Насыщенная программа 11 дней «Летней школы» и фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» отразилась в одиннадцати главах подробного дневника домовенка Музи, необычного персонажа и гостя Школы им. Гнесиных.

Его впечатления от всех мероприятий, концертов и встреч с участниками проекта позволят погрузиться в творческую атмосферу Гнесинки и вспомнить самые яркие моменты этого августа!

Екатерина Ключникова

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных