Август. Не за горами очередной новый учебный год. Последний летний месяц хочется провести особенно ярко и с пользой. Для этого в «Гнесинской десятилетке» свои двери в девятый раз открыла «Московская международная Летняя школа». Прекрасная возможность для школьников настроить себя на рабочий режим и при этом успеть насладиться последними минутами свободы.
По традиции музыкальный интенсив будет длиться 11 дней. При этом в ДМШ при МССМШ им. Гнесиных в Филях уже отгремела первая смена. Второй, основной поток, пройдет на Знаменке. Он объединит более 450 участников из России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Италии, Ирака, Китая и Японии, желающих совершенствоваться у известных педагогов и исполнителей – солистов ведущих оркестров Москвы и Санкт-Петербурга, профессоров Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных и других ведущих вузов столицы и, конечно, педагогов МССМШ им. Гнесиных.
Первый день всегда ознакомительный. Успеваешь поразиться рекордному количеству желающих поучиться на разных направлениях «Летней школы»! Обучаются в ней, к слову, не только юные музыканты, но и взрослые. В рамках школы открыты курсы повышения квалификации. В этом году в них принимают участие свыше 50 педагогов со всей страны: Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Уфа, Курск, Братск, Екатеринбург, Хабаровск.
«Летние курсы повышения квалификации необычны, так как охватывают практически все музыкальные специальности. Это дает возможность педагогам посетить лекции и мастер-классы не только по своему профилю, но и заглянуть в классы коллег другой специализации. Так они смогут расширить свой кругозор и обменяться преподавательским опытом друг с другом. В программу курсов входит посещение любых концертов «Летней школы» и фестиваля «Gnessin Air на Знаменке». Некоторые просто счастливы, что имеют возможность находиться в нашей школе с утра до вечера, перемещаться из класса в класс в свободном графике, выбирая для себя подходящие варианты», – рассказывает о программе руководитель курсов Ольга Александровна Балчайтис.
Сегодня педагогам удалось встретиться с маститым ученым, специалистом по творчеству И. С. Баха Верой Борисовной Носиной. Ее лекция проходила в рамках «Фортепианной мастерской Елены Березкиной». Профессор рассказала о символике в музыке Баха и о том, как надлежит трактовать сочинения гения.
Напоследок Вера Борисовна дала совет маленьким музыкантам – на что в произведениях композитора нужно обращать внимание в первую очередь:
«Самое главное в музыке Баха – это смысл. К этому нужно проявить особый интерес. Это ведь не просто нотный текст. Да, в нем мало пометок, но Бах писал это для музыкантов своего времени, которым его музыкальные расшифровки были не нужны, они сами знали как сделать лучше. Поэтому маленьким исполнителям важно попробовать разные приемы, любопытствовать, задавая себе вопросы: “что это за тема”, “откуда она взялась”, “почему она такая”. Важно докопаться до сути! Еще нужно иметь в виду сами ноты и их редакции – Муджеллини, Барток – это всё, конечно, очень интересно, но им больше ста лет! За это время уже столько открытий сделано! Внимательно нужно относиться и к уртекстам, которые тоже не все одинаковые. Нельзя доводить до того, чтобы музыка превратилась в “пересчитывание” пальцами клавиш. Сам Бах, несмотря на всю сложность его музыки, приветствовал самые неожиданные находки!».
Преподаватель МССМШ им. Гнесиных, заслуженный работник культуры РФ Елена Владимировна Березкина, воспитавшая уже множество талантливых музыкантов и победителей конкурсов, рассказала, в чем состоит необходимость ее фортепианного курса:
«Главная особенность – возможность для детей и родителей принять важное решение о необходимости занятий музыкой на профессиональном уровне. Это основное, зачем люди приезжают к нам даже из-за рубежа – Китая, Японии, Турции.
Я помогаю решить проблемы, связанные с постановкой рук, с посадкой за инструментом. Сейчас есть такая большая проблема, когда ребенок вообще не понимает, что написано в нотах. Поэтому большое внимание в этом году мы уделили музыкальной трактовке. Для этого пригласили Веру Борисовну Носину, не только как автора книги о семантике музыки Баха, а еще как специалиста, который расскажет о специфике педализации в музыке барокко. Любой желающий сможет задать ей любые вопросы. Дети впитывают атмосферу нашего учебного заведения и уже ставят перед собой цель здесь учиться».
Барочное направление в первый день «Летней школы» продолжила лекция Людмилы Фраёновой – скрипачки и вокалистки, специализирующейся на старинной музыке. В рамках курса «Московская Барочная академия в Гнесинке» она рассказала ребятам-подросткам о вокальном искусстве XVIII века. Фраёнова объяснила, как взаимосвязаны вокал и инструментальное исполнительство, на какие приёмы и особенности нотации следует обратить внимание, а также познакомила юных музыкантов с оркестром старинных музыкальных инструментов.
Рекордный прием в этом году – в группах творческого развития «Юные гнесинцы». Направление охватывает детей в возрасте от 4 до 14 лет, которые интересуются музыкой или уже владеют некоторыми азами исполнительства. «Родителям бывает не так просто найти для своих чад интересное летнее времяпровождение. Есть спортивные или оздоровительные лагеря, но высокопрофессиональный музыкальный лагерь – это редкость. Тем более Гнесинка – известный бренд. В этом году у нас огромное количество заявок. И мы были вынуждены переносить некоторых желающих уже на следующий год. Нам приходится ограничивать количество участников в каждой группе, ведь мы заботимся о комфорте детей», – делится куратор программы Ксения Сергеевна Рычкова.
У детского направления есть даже завсегдатаи, которые начинали с 7 лет, а уже сейчас находятся в старшей группе. Программа у детей меняется каждый год, неизменным остается сольфеджио у старшей группы.
В день открытия второй смены на летней сцене одна из групп творческого развития – «Солнечный ГНОМ» – отмечала окончание первого потока (смена в Филях). Дети показали музыкально-театральную фантазию по повести шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок». Представление ребята готовили на протяжении всего девяти дней! За такой короткий срок постановка получилась очень живой и была сыграна на высоком уровне.
На сцене прозвучало три вокальных номера: песня «Бедная, бедная Пеппилотта» из фильма о Пеппи, а также две композиции из знаменитой киноленты про Петрова и Васечкина — «Зачем человеку каникулы?» и «Как хорошо быть хулиганом». Таким озорным представлением «Солнечный ГНОМ» предал эстафету «Юным гнесинцам» на Знаменке!
Несмотря на летний ливень день завершился солнечно – фестиваль открылся аншлаговым концертом. В 19:00 в романтическом танце под музыку Брамса, Дворжака и Шуберта публику закружили Марианна Шалитаева и Яков Кацнельсон.
В 21:00 с особой теплотой артист Большого театра, контрабасист Ярослав Лобов и ансамбль солистов CORDES исполнили «детскую музыку» Чайковского и Прокофьева, а в заключении концерта вместе со зрителями, солирующими на свистульках и трещотках, весело и задорно сыграли «Симфонию игрушек» Йозефа Гайдна.
Текст: Анна Коломоец
Фото: Камертон Медиа, Ирина Шымчак
119019, МОСКВА, УЛ. ЗНАМЕНКА, Д. 12/2 СТР.3
Проезд: ст. м. «Арбатская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина»
E-mail: gnesinschool@mail.ru
Тел.: + 7 916.149.68.69 (пн-сб., с 11:00 до 19:00 по московскому времени)
Сайт организатора: gnessinka.ru
© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных