«И станцуем, и сыграем». Дневник 2024, день 2

НовостиКомментарии к записи «И станцуем, и сыграем». Дневник 2024, день 2 отключены

После насыщенного событиями первого дня следует второй, не менее яркий. Иначе в гнесинской «Летней школе» быть и не может.

С особым усердием занимались ребята из сводного духового оркестра, в который в этом году поступило свыше 30 заявок! 10 августа юным музыкантам предстоит сыграть свой первый концерт «Наше любимое кино».

Александр Нянькин, дирижер духового оркестра МССМШ им. Гнесиных и сводного духового оркестра «Летней школы», рассказывает о программе: «Прозвучат произведения, написанные отечественными композиторами для советского кино. Это замечательная музыка и прекрасные фильмы, которые мы все знаем и любим пересматривать. Я, как отец троих детей, замечаю, что подростки за последние двадцать лет уже воспитаны на зарубежных мультфильмах. Нет, это неплохо, ведь кино студии “Дисней” в 90-е годы замечательное, да и музыка в нем тоже. Я лишь хочу немного напомнить и детям, и их родителям, насколько прекрасны наши фильмы и их музыкальное сопровождение. Родители смогут порадоваться, услышав знакомые композиции, а маленькие музыканты скорее откроют для себя что-то новое». 

В ожидании концерта окунемся в репетиционную атмосферу. За два дня до старта второй смены юные духовики начали упражняться в совместном музицировании. В их ситуации это не так-то просто, ведь в коллективе находятся ребята, которые ни разу еще не играли в оркестре! Их опекают и поддерживают музыканты «Гнесинской десятилетки», не понаслышке знающие, что такое духовой оркестр.

Александр Нянькин поделился, с какими трудностями ему пришлось столкнуться при работе с таким сборным коллективом, а также дал несколько советов, как стать хорошим оркестрантом: «Работу с детским оркестром образно можно охарактеризовать так: я фотограф, который пытается посадить десять маленьких котят и заставить их смотреть в камеру! Умение работать в коллективе – это то, чего чаще всего не хватает юным музыкантам. Этот навык необходимо воспитывать, и я помогаю нашим ребятам в этом непростом деле!

Нужно проговаривать некоторые незыблемые постулаты. Например, хороший оркестрант, придя на первую репетицию, уже готов сыграть всю свою партию идеально. Пусть это будет первым правилом. Только тогда возможно коллективное музицирование. И даже если музыкант в одиночку сыграет все свои ноты прекрасно, это еще не значит, что он тот же текст исполнит в коллективе под жест дирижера. 

Еще ребята часто заблуждаются в том, что если на первой репетиции у них что-то не получается, то уж на четвертой точно получится… Это абсолютно неверно. Музыка не только про то, чтобы сыграть все ноты. Она намного больше – акварель под дождем. А мы, музыканты, рисуем звуками, которые тут же куда-то исчезают. И для того, чтобы уметь рисовать, нужно свою палитру с красками держать в очень хорошей форме».

10 августа все гости open-air концерта смогут оценить, как юные музыканты поработали над собой и над своими оркестровыми навыками. А еще слушателей ждет небольшой сюрприз! Джазовая певица Masha OCEAN прилетит из Испании для того, чтобы порадовать московскую публику и выступить на одной сцене с Александром Нянькиным. Концерт обещает быть по-настоящему теплым!

После оркестровой репетиции духовиков ждало два мастер-класса. В рамках флейтовой мастерской «Flute Generation XXI» состоялась встреча с Елизаветой Ивановой – солистом-регулятором оркестра Франкфуртской оперы. Ребята бурно обсуждали с педагогом важную и насущную для любого музыканта тему конкурсов. Всего за час флейтисты выяснили, что музыкальные состязания бывают не для всех, обсудили, зачем участвовать в них, как правильно настраивать себя и избавиться от волнения. Елизавета также рассказала об отличиях зарубежных конкурсов от российских и дала несколько мотивирующих советов для тех, кто собирается участвовать в музыкальных соревнованиях: «Если ты приехал на конкурс, то ни в коем случае нельзя думать о том, что тебя засудят. Лучше тогда вообще не принимать участие. Важно концентрироваться на том позитивном опыте, который ты получишь. Через конкурс ты узнаешь самого себя: какое произведение тебе комфортно играть на сцене и как правильно выстроить свой день».

Елизавета Иванова впервые принимает участие в гнесинской «Летней школе» в роли педагога. Она тоже поделилась с нами своими впечатлениями: «В Москве потрясающие дети – самые сливки в мире исполнительства. Сейчас я живу в Германии, но мне было интересно снова погрузиться в нашу российскую музыкальную жизнь. И я понимаю, что у меня есть чем поделиться с юными исполнителями. Честно, я себя никогда не видела преподавателем. И волновалась, что у меня очень мало педагогического опыта, тем более что в подростковом возрасте музыканту важно не навредить! И удивительно, что за один день я получила огромное удовольствие от общения с детьми. И даже за этот один день я тоже смогла чему-то у них научиться».

Юных гобоистов в это время ждал мастер-класс «Играем барокко» от солистки Национального филармонического оркестра России под управлением В. Спивакова Анастасии Батраковой. С каждым желающим она проработала технические моменты: тонкости фразировки и штриховые особенности в барочной музыке. Ребята-гобоисты отметили, что им интересно и очень познавательно было поработать с музыкантом не их специализации: инструментом Анастасии Батраковой является фагот.

Барочной теме сегодня уделили внимание и на курсах повышения квалификации. Людмила Кружкова, преподаватель по классу виолончели, камерного ансамбля и квартета МССМШ им. Гнесиных, рассказывала своим коллегам об особенностях исполнения классической и барочной музыки на этом инструменте.

Одну из граней Барочной мастерской представили Сергей Сосницкий и Анна Николаева – художественные руководители Мастерской исторического танца Entrée, хореографы, режиссеры-постановщики, преподаватели исторических бальных танцев XVII – начала ХХ вв. Для всех желающих во время «Летней школы» они прочтут три лекции о танцах при французском дворе Людовика XIV. Каждое из занятий посвящено разным танцам, а также и шагам в них – гавотному, буррэ, менуэтному. И это еще не все! Другая половина занятия – практическая часть по танцам из учебника Рауля–Оже Фëйе 1706 года. В конце смены грядет отчетный концерт, где ребята вместе с наставниками продемонстрируют свое владение барочным танцем и погрузятся в эпоху светских балов.

Сергей Сосницкий рассказал о необходимости изучения барочного танца музыкантами: «Одна из важных вещей – ощущение, что тебе удобно, а что нет. Вот мы, когда сегодня занимались, почувствовали, что под одну музыку легко танцевать, а под другую уже не очень. Отчасти это именно от того, как она сыграна.

Важными составляющими являются еще и ритмические структуры, которые есть в танце. Человек, который научился танцевать менуэт, кроме как на шесть не мыслит этот танец. Он по-другому его и не сыграет. Такое понимание происходит в процессе освоения этих ритмических структур, изменяется само понимание танцевальности. Сколько раз мы слышали, когда замечательные музыканты играют очень выразительно, красиво, но под это невозможно танцевать. Через движение мы начинаем понимать, в чем выразительность музыки и танца. Танец всегда нужно пробовать на себе! Тогда ты начнешь обращать внимание на детали, а отсюда и повысится качество исполнения».

Вечерний фестиваль «GNESSIN AIR на Знаменке» продолжил наше путешествие по разным музыкальным стилям. В 19.00 прозвучали камерные шедевры романтизма в исполнении Алексея и Марии Лундиных, Татьяны Федосеевой и Бориса Лифановского.

В 21.00 пришло время джаза в исполнении трио Евгения Гречищева, у которого в 10 августа в Мансарде состоится презентация авторского сборника «Восемнадцать джазовых пьес для фортепиано» (начало в 15:00).

Текст: Анна Коломоец

Фото: Камертон Медиа, Ирина Шымчак

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных