«Разговоры о важном». Дневник 2024, день 4

НовостиКомментарии к записи «Разговоры о важном». Дневник 2024, день 4 отключены

В разгаре четвертый день «Летней школы». Полным ходом в классах «Гнесинской десятилетки» идут индивидуальные занятия со столичными педагогами и музыкантами из ведущих оркестров нашей страны. Мы поговорили с некоторыми учителями о часто встречающихся проблемах у их подопечных и попросили дать советы для их решения. Вот, что они нам рассказали:

«Летняя школа в Гнесинке – это единственное место, где в течение десяти дней проводится полный комплекс занятий по специальности и по ансамблю. Я замечаю, что арфовое направление до сих пор популярно, несмотря на все экономические сложности.

 Инструменты сейчас очень дорогие… И приезжают к нам ребята не только из регионов России, но и из других стран. У меня учится мальчик из Китая. Во время пандемии он написал, что хочет быть в моем классе. И мы с ним занимались онлайн, я ставила ему руки, а год назад он играл уже в Большом зале консерватории! Вот такая хватка у человека! Также в этом году к нам приехала девочка из Флоренции. Это доказывает, что к нашей школе есть интерес, мы выдаем результат. 

Хорошо, что способных детей везде много. Но, к сожалению, они все страдают от отсутствия прочной технической базы. А если ее нет, то и нет никакого профессионального развития. Многие ребята не знают, как нужно заниматься. Они не играют гаммы, не играют упражнения. Сразу хватают пьесы, которые где-то услышали. Необходимо соразмерять свои силы: что ты хочешь и что ты можешь…». Такими впечатлениями поделилась профессор РАМ им. Гнесиных, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель по классу арфы Мильда Михайловна Агазарян.

16 августа на сцене Органного зала состоится концерт студентов Мильды Михайловны. Арфа прозвучит в сочетании с различными инструментами: с флейтой, ударными; выступит квартет арф. Это даст хороший ориентир для учащихся «Летней школы», поможет им лучше оценить свои возможности.

Мильда Михайловна также рассказала о том, на что следует обратить внимание во время индивидуальных занятий: «Главное – труд, помноженный на время и желание. Тогда и будет результат. Нельзя зевать! Самое важное – научиться правильно заниматься дома. Необходима система!

Особое отношение к нашему инструменту тоже важно. Нужно соблюдать гигиену: протирать струны, чтобы на них не было грязи, правильно настраивать арфу. Каждый день свои занятия следует начинать с упражнений — гаммы, арпеджио. Необходимо всегда поддерживать себя в форме. Если что-то не получается, то главное понять, что именно, а не бездумно повторять одно и то же. 

Еще нужно следить за положением своего тела. Часто многие играют с наклоном на бок, с зажатой челюстью, плечами и спиной. Тогда звук получается пустой и резкий. На арфе звук должен быть свободный, а щипок не зажатый. Для того, чтобы играть на арфе, не нужны мышцы всего тела».

Далее мы обратились к заслуженной артистке РФ, скрипачке Ариадне Владимировне Анчевской: «Летняя школа помогает ребятам, приехавшим из регионов, видеть высокий уровень исполнительского мастерства, а также уровень и своих ровесников. Я замечаю, что после этого они делают выводы и начинают заниматься совсем иначе. Однако проблемы с постановкой никуда не деть. Они имеются почти у каждого моего ученика. Ребята не умеют ставить перед собой задачи, у них фальшивая интонация, нет культуры звука и штриховой техники».

Главное – научить ребенка правильно заниматься самостоятельно: «Сейчас происходит такое развитие информационных технологий! Можно найти любую информацию в интернете, послушать столько разных записей, можно даже следить за разными музыкальными конкурсами онлайн! А дети это не ценят. 

Им стоит обратить внимание на свой слушательский опыт. Но как бы ни развивались технологии, пока музыканты свою порцию Шрадика и гамм не сыграют, то инструментом так и не овладеют. Не надо ждать мгновенного результата. Главное даже не итог, а получение удовольствия от своего дела, от занятий на инструменте. Каждый день надо ставить перед собой маленькую цель и достигать ее во время занятий. Только не стоит заниматься по 10 часов! Все в разумных количествах. Тогда и будет результат!»

Сегодня заслуженная артистка России, профессор МГК им. П.И. Чайковского Татьяна Семеновна Беркуль прочитала лекцию о специфике преподавания скрипки в рамках своей творческой мастерской. Рассказ она сопровождала захватывающими историями из своей концертной жизни, а также рассказами о занятиях с Давидом Ойстрахом. Встреча получилось очень живой, так как публика могла задать любой интересующий ее вопрос.

Удалось и нам узнать у Татьяны Семеновны некоторые профессиональные секреты: «Нельзя готовиться к выступлению за пару дней! Это должна быть детальная работа, начиная с этапа разбора. Но при этом долго на нем задерживаться нельзя, так как из этого состояния очень трудно выйти. Надо разбирать и одновременно пытаться сразу выучить наизусть. Нужно понимать, о чём пойдет речь в произведении. 

Если думать только о технических моментах, то ничего хорошего не получится! Если ученик сразу не осмыслит структуру фраз и динамику, он заиграет пьесу и возвращаться к этим проблемам будет поздно. Пусть ребенок старается все делать одновременно. Да, это будет не в быстром темпе, но зато качественно: как вести фразы, осознанно выстроить динамику, не забывая про интонацию. Все должно быть осознанно!»

Хотя исполнительство на виолончели имеет свою специфику, педагог «Летней школы», солист Большого театра Борис Игоревич Лифановский словно подхватил и продолжил размышления коллеги: «Помимо одной из основных проблем, состоящей в том, что многие дети не умеют самостоятельно заниматься, есть еще один важный момент, который встречается и у взрослых музыкантов: неумение слушать и слышать свою игру. Не нужно, занимаясь, отсиживать часы. Важно внимательно относиться к своей игре, пропуская все через уши. Это сэкономит и время, и силы.

Кроме того, для виолончелистов важен вопрос звука. Я вообще считаю, что звук – самое важное качество виолончелиста. Все технические сложности можно преодолеть, позанимавшись. Звучание, безусловно, тоже имеет отношение к ремеслу, но только часами занятий его не улучшишь.

Звук одновременно отражает и несет в себе как музыкальную эмоцию, так и личное отношение к ней артиста. Поэтому хороший звук – всегда индивидуален и просто научить хорошо звучать нельзя. Но можно научить предслышать и с помощью ремесла воплощать те чувства, которые рождает в нас та или иная музыка, к которой мы обращаемся».

Борис Игоревич также отметил, что «Летняя школа» дает уникальную возможность посмотреть на своих педагогов: «Ты занимаешься с человеком, он тебя чему-то учит, а потом он в тот же вечер выходит на сцену и вещи, о которых он тебе говорил на уроках, сам претворяет в жизнь. Пример — лучший учитель».

Удалось нам поговорить и с педагогами по медным духовым инструментам. В частности, Леонид Евгеньевич Гурьев, преподаватель игры на трубе, отметил позитивные стороны занятий в «Летней школе»: «Это настоящий праздник музыки! Особенно для маленьких детей летняя музыкальная школа представляется уникальным феноменом в городском культурном пространстве. Приходя летом заниматься с педагогом, ученики уже готовят себя к началу учебного года. Они легче вольются в учебный процесс. Во многих музыкальных школах уже с сентября начинаются концертные выступления, и те дети, которые проходят летнюю школу, уже фактически готовы к началу своего концертного сезона! Мы все прекрасно понимаем, что летом ребята особо не занимаются. Поэтому нам очень важно наладить контроль за технологическими моментами, особенностью работы исполнительского аппарата. Моя работа состоит в том, чтобы правильно скорректировать постановку рук, корпуса. 

Летняя школа – прекрасная возможность применить свою творческую энергию. Ребята занимаются по специальности, а также они могут пойти и на ударные инструменты, танцы, оркестр… Им это безумно нравится».

Леонид Евгеньевич также преподает и барочную трубу. И в своей методике обучения он часто использует старинный инструмент: «Барочная труба экстраполирует те проблемы, которые существуют на современном инструменте. Навыки, что человек получает, играя на старинном инструменте, безусловно, облегчают усвоение и развитие технических приемов на современном инструменте. Освоение сразу двух инструментов дает большой прогресс. Тем более современным профессиональным музыкантам».

Педагог по классу валторны, концертмейстер группы валторн Национального филармонического оркестра России Станислав Сергеевич Давыдов решил дать урок не приезжим ученикам, а их педагогам: «Важно, чтобы учителя выделяли время на технические вещи! Чтобы их дети потом в шестом классе не переживали о том, каким пальцем нажать клапан. Ребенок должен как можно скорее перейти к творчеству и больше думать о музыке».

Самый позитивный и солнечный совет подарил юным музыкантам первая скрипка «Виртуозов Москвы», заслуженный артист РФ Алексей Владимирович Лундин: «От себя советую ребятам не отчаиваться, набраться терпения и стараться все воспринимать максимально радостно. Это бывает тяжело. А родителям желаю сил и терпения!».

После усердных занятий – насыщенный творческий вечер. Слушателей ждали два ярких концерта. В 19.00 в Органном зале выступил пианист Владимир Вишневский. В этот вечер он предстал в двух амплуа. Помимо прекрасного владения инструментом, Владимир обладает чарующими вокальными данными. У него редкий голос – контртенор, который он развивает уже на протяжении двух лет. Зрительский зал был переполнен!

В ансамбле с Владимиром Вишневским выступили Алиса Кейльбах и Олег Худяков. Звучала музыка Генделя, Бетховена, Листа, Чайковского и Рахманинова.

А в 21.00 на Летней сцене выступали гобоисты – представители ведущих оркестров России. Компания была в этот вечер уникальная! К солистам также присоединились барочный гобоист Рафаэль Паласиос, фаготистка Анастасия Батракова, гобоист Майк Ровенко в роли диджея, актер театра и кино Сергей Фролов, в свободное время играющий джаз на гобое, и другие музыканты. Артисты отрывались на сцене, исполняя произведения разных стилей и эпох – Генделя, Рамо, Паскулли, Мусоргского, Грига, Пьяццоллы, Морриконе и других композиторов, а в финале концерта по традиции объединились в настоящий гобойный оркестр!

Текст: Анна Коломоец

Фото: Камертон Медиа, Ирина Шымчак, Ольга Должникова

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных