«И диджейский, и симфонический…». Дневник 2024, день 5

НовостиКомментарии к записи «И диджейский, и симфонический…». Дневник 2024, день 5 отключены

Лето уже начинает сдавать позиции, на улице сегодня заметно похолодало. Но ученикам гнесинской «Летней школы» первая прохлада не страшна! Начинаются репетиции сводного симфонического оркестра. В течение этой недели ребята будут усердно трудиться под руководством директора МССМШ им. Гнесиных, дирижера Михаила Хохлова. Михаил Сергеевич рассказал нам о выборе репертуара: «В этот раз мы избрали довольно популярную программу, которая состоит из двух крупных произведений. Одно из них – Первый фортепианный концерт Чайковского. Солистом будет наш выпускник Владимир Вишневский. Он замечательный музыкант и пианист, ныне студент Московской консерватории. Второе произведение – «Картинки с выставки» Мусоргского в инструментовке Равеля. Очень масштабное произведение: в нем много разнохарактерных частей, насыщенных русскими образами. А в этом году еще и юбилей Модеста Петровича! Программа у нас очень популярная, но при этом и трудная».

фото Камертон Медиа

Замечательная возможность выпадает для ребят, только что прибывших в оркестр, ведь они не знают, кто с ними окажется за соседним пультом – их юный коллега или солист одного из ведущих коллективов России. Михаил Хохлов подчеркивает уникальность оркестрового направления: «Идея в том, чтобы за пять репетиций научить ребенка играть в оркестре. Кажется, что это нереально! Но те алгоритмы и методики, которые используем мы, убеждают в том, что нереальное становится реальным. 

Первое – нужно объяснить жесты дирижера ребятам, которые еще мало играли в оркестре или вообще не имеют такого опыта. Поэтому я всегда трачу некоторое время на то, чтобы рассказать, зачем нужен дирижер и что означают его движения. Потом ученики постепенно привыкают к моим жестам, и больше мы к этой теме не возвращаемся. 

Второе – с тобой сидит уже очень опытный оркестровый музыкант: Алексей Лундин, Борис Лифановский, Леонид Гурьев… Ребята могут перенимать опыт, подражать их действиям. Это значительно ускоряет процесс обучения. Если же что-то не получается, то мастера тихонечко на профессиональном языке подскажут! 

Третье – сжатые сроки подготовки программы. Всего пять дней, которые предполагают скорость в выучке партий, быстрое вхождение в коллектив. Это все требует особой концентрации. Никаких лишних разговоров! Мы играем произведение целиком, а не отдельные части, поэтому мышление ребенка становится более пространственным. 

Четвертое – создание концертных условий, которые закаляют человека. Музыкант должен выйти на сцену, сыграть качественно произведение. От этого он волнуется, у него мандраж. И вот такой концертный опыт необходим каждому музыканту».

фото Камертон Медиа

В один из дней мы уже разговаривали о развитии оркестровых навыков у юных музыкантов с Александром Нянькиным, дирижером сводного духового оркестра. Подобный совет мы спросили и у Михаила Хохлова: «В первую очередь надо садиться в оркестр и играть! Ты можешь выучить все сольные трудности, но без оркестровой практики это будет бесполезно. В оркестре ты сконцентрирован, считаешь такты, чтобы не потеряться! Вот этому можно научиться только таким образом. 

Нужно знать темпы и понимать, что если написано аллегро, то вполне возможно, что дирижер задаст темп в два раза быстрее. Еще необходимо уметь смотреть вперед. Даже если вы не играете все ноты в такте, то важно исполнить следующий. Хотя бы одну ноту в нем! 

Когда эти навыки уже как-то освоены, наступает время учиться слушать своих партнеров. Как говорили наши учителя: “Если вы хотите играть в ансамбле, то должны выучить не свою партию, а партию соседа”. Важно всегда слышать и понимать, что происходит рядом. Так что за всеми этими навыками приезжайте к нам!».

фото Камертон Медиа

Пока ребята из симфонического оркестра только начинают готовиться к отчетному гала-концерту, у гобоистов уже сегодня прошли первые показательные выступления под сводами Мансарды. За все время существования гнесинской «Летней школы» заметен возрастающий с каждым годом интерес к гобойной мастерской. Она начиналась с 5-6 учеников, а в этом году поступило рекордное количество заявок – более 30 участников. Сегодня у юных гобоистов состоялся телемост с солистом Израильского симфонического оркестра, профессором университета в городе Тель-Авив Дуду Кармелем. Он рассказал о разных приемах звукоизвлечения.

фото из архива Дениса Освера

Руководитель мастерской «Гобойный Ironman», солист оркестра «Новая Россия» Денис Освер объяснил нам, чем так привлекательна мастерская: «На нашем направлении много всего! Гобой – это механически сложный инструмент, который  часто ломается. Поэтому мы пригласили мастеров, которые учат чинить гобой. В первую очередь нам необходимо уметь делать трости, поэтому к нам приехали и тростевые мастера.

фото Анастасия Петрунина

Гобой – отличное средство для заработка. А где зарабатывают гобоисты? В оркестре. Чтобы попасть в Мариинку или в Госоркестр, нужно отыграть конкурс. Для этого надо обладать оркестровым опытом, поэтому нам помогают мастера из Мариинского театра — Александр Левин и Виктор Ухалин. Виктор проработал с Валерием Гергиевым целых тридцать лет. Кто может быть лучше мастера такого уровня?! 

Сегодня был мастер-класс с Дуду Кармелем, а еще нас ждет занятие с лучшим испанским гобоистом Хосе Масмано. Мы, кстати, учимся по его сборникам. Фаготистка Анастасия Батракова помогает детям осваивать музыку барокко. А Михаил Ровенко – это наша новинка, гобойный повелитель ночных клубов Москвы. Он учит детей, что гобой – не только классические нотные тексты: сыграв на нем несколько нот, можно почувствовать и какой-то современный вайб».

фото Камертон Медиа

Михаил Ровенко не только гобоист, но еще и диджей, композитор. На занятиях он ставит настоящий эксперимент – записать с группой детей трек за два часа. Из его класса доносятся возгласы радости, удивления и детский смех! Музыкант рассказал нам, как проходят его занятия: «Мой урок, конечно, подразумевает использование гобоя, но вне академической сферы! Я рассказываю ученикам о базе, которая есть в электронной музыке. Когда я объяснил фундамент, мы начинаем работать с миди-клавиатурой: делаем бит, накидываем гармонии, ребята по желанию выходят по одному к микрофону и записывают свои импровизации. Потом мы что-то исправляем, корректируем. В итоге получается музыка! После моих уроков в «Летней школе» ученики начинают гораздо шире смотреть на музыкальный мир».

фото Камертон Медиа

По окончании урока ребята с горящими глазами признавались, что узнали для себя много нового и заразились стремлением создавать что-то интересное уже на своем «родном» инструменте! Еще одно такое «диджейское» занятие у Михаила состоится 16 августа. Он рассказал, чем полезны в курсе обучения в гобойной мастерской такие мастер-классы: «Я убежден, гобоист – это не только работа в оркестре, а еще и много чего интересного. Сейчас актуально написание аранжировок для разных исполнителей, это хороший источник заработка. Но, к сожалению, в нашей системе образования подобным навыкам почти не уделяется внимания. Нас всех учат играть в оркестре, красиво исполнять свою программу. Хотя на дворе такое время, что можно освоить какую-нибудь программу, прочитать рэп – и это будет уже твое искусство.  Кстати, лайфхак: такая компьютерная практика позволяет исправлять неточности в своей же записи. Программа может “подтюнить” огрехи – убрать проблемы с интонацией, добавить пространства в записи и так далее».

От диджейского пульта ребята перебрались к симфоническому. На мастер-классе у солиста Мариинского театра Александра Левина музыканты узнавали о секретах оркестрового мастерства. Гобоист рассказывал младшим коллегам о часто встречающихся сложностях в исполнении оркестровых соло. С каждым учеником он разбирал тот или иной фрагмент индивидуально, обращая внимание на детали. Александр Левин поделился впечатлениями от занятий с юными музыкантами, а также дал им небольшой совет о работе над оркестровыми трудностями: «Сложно объяснить совсем юным гобоистам, как взаимодействовать в оркестре с деревянной духовой группой, как подстраиваться вместе со своими коллегами в открытых сольных местах, какие интерпретации разных дирижёров ждут совсем еще неопытных музыкантов на их творческом пути.

Самому младшему из моих учеников исполнилось 9 лет! Безусловно, для таких молодых исполнителей, да и для профессиональных гобоистов, на помощь приходят тюнер и метроном. Они помогают выстраивать интонацию, уделять пристальное внимание темпам, ритму и различным изменениям.

фото Камертон Медиа

Прежде чем начать музицировать, нужно обязательно изучить партитуру произведения. Почти все они доступны в интернете. В них нужно увидеть, какие голоса находятся на первом плане, а какие аккомпанируют солисту, что звучит за несколько тактов до его вступления, разобрать гармонию, фактуру. Особое внимание я уделяю взаимодействию с дирижером. Ведь именно дирижеры для всех солистов и тутти в оркестре являются главными интерпретаторами музыки. И насколько по-разному иногда  они предлагают нам прочтение того или иного соло.

Мне кажется, возможность таких занятий для ребят – бесценный опыт в познании оркестровых сложностей».

Сегодняшний день – почти экватор Летней школы. А значит, время общей фотографии! Масштабное шествие всех-всех-всех учеников и педагогов направилось к главному входу школы. Поразительно, какое множество людей вмещает небольшой особняк на Знаменке!

Вечер был наполнен музыкой. Романтические фортепианные зарисовки звучали в Органном зале в 19.00 в исполнении Юрия Мартынова. А на летней сцене выступал известный юношеский коллектив МССМШ им. Гнесиных – оркестр «Гнесинские виртуозы» под управлением Михаила Хохлова. Вместе с ними на сцену вышли пианистка Варвара Кутузова, солист Москонцерта, гитарист Аркадий Резник и основатель танго-коллектива «Tango en Vivo», исполнитель на бандонеоне Иван Таланин. Опытные оркестранты-гнесинцы дали замечательный мастер-класс юным музыкантам из сводного оркестра, которым уже через несколько дней предстоит выйти на эту же сцену!

Анна Коломоец

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных