Уже почти неделю ребята в «Летней школе» усердно трудятся, совершенствуя свои исполнительские навыки. Однако необходимо работать не только над этим. Музыканту важно владеть еще одним способом самовыражения – грамотной и правильной речью. Для этого в школу приглашен спикинг-коуч конференции TEDxMinsk, руководитель школы ораторского искусства, бизнес-тренер, генеральный продюсер «Радио Би-Эй» Дмитрий Смирнов. И сегодня в очередной раз к нему пришли ребята «поговорить». Мастер ораторского искусства помогает избавиться от слов-паразитов, развивает речевую реакцию, учит эффективно убеждать.
«Когда спрашиваешь ребят о том, почему им нравится то или иное музыкальное произведение, то они почти всегда отвечают одним словом. Чаще всего это прилагательные – с ними у них все хорошо. И главный принцип, который я формулирую для ребят, звучит так: в своем рассказе им важно нарисовать картинку или создать “кино” в голове своего слушателя. Чтобы любой человек мог себе их рассказ представить!
Еще я делаю акцент на восприятии. Я знаю, что многие педагоги по-разному относятся к вопросу об образах, возникающих в сознании под воздействием музыки. Но я с ребятами все-таки стараюсь развивать фантазию, чтобы у них появлялось побольше разных ассоциаций и это помогало четче выражать свои мысли. Риторика развивает воображение, которое для любого исполнителя необходимо. Мы учимся говорить не просто красиво, а еще и со смыслом, чтобы любой человек мог понять суть речи», – рассказывает о своей программе Дмитрий Смирнов.
Педагог выделил несколько наиболее распространенных проблем: ребята не умеют слушать свою речь, не у всех хорошая дикции, не хватает громкости голоса. У Дмитрия на уроках часто возникают жаркие дискуссии, особенно при прослушивании произведения. Обсуждение исполнительских интерпретаций предполагает импровизацию. Таким образом, в «Летней школе» есть занятия не только по музыкальному экспромту, но и по ораторскому!
Дмитрий решил оставить совет и родителям: «Нужно всегда задавать вопросы детям! Спрашивать прямо, но не вытягивать ответ клещами, конечно. Просто интересоваться: “какое у тебя новое произведение?”, “что сказал преподаватель?”, “тебе понравилось?” и так далее.
А если ребенок не хочет разговаривать, то тогда есть второй совет. Перед тем, как задавать вопросы, расскажите сами о своем дне. Если вы не рассказываете о себе, то что вы хотите от своего ребенка? Если ребенок не разговаривает, то ораторским способностям неоткуда появиться. Всем советую побольше общаться!»
После утренних занятий по ораторской импровизации ребята разбегаются на уроки по музыкальному фантазированию. В «Летней школе» уже второй год любой исполнитель может посетить курс ансамблевой импровизации. Преподаватель по классу флейты МССМШ им. Гнесиных Зоя Вязовская рассказала, чем полезен ее курс музыкантам: «Для детей 5-6 классов Гнесинки мы с Антоном Анатольевичем Прищепой ввели такие занятия, где воспитываем умение говорить на музыкальном языке, но уже своими “словами”. Импровизация – это метод изучения выразительных средств в музыке. Мы берем каждый из ее элементов, который использовался композиторами до нас, потом учимся его сами применять, понимать его значение. После таких уроков мы более чутко воспринимаем музыку, которую исполняем в классе по специальности.
Наши занятия по импровизации подобны снятию языкового барьера. Многие чувствуют себя недостойными играть собственные пьесы, потому что все-таки мы тут не все великие композиторы. Но это не так. Право выражаться имеет каждый!»
На вопрос о том, замечала ли Зоя Валерьевна композиторский дар у своих подопечных, педагог ответила емко: «Я не замечала его отсутствия!»
Затем мы отправились на урок по композиции к Антону Прищепе. В «Летней школе» он ведет также класс кларнета и камерный ансамбль. Помимо композиции, на своих уроках Антон Анатольевич учит детей аранжировке на примере их любимых песен. Музыкант не растерялся, отвечая на провокационный вопрос «Можно ли научить сочинять с нуля?»: «Можно научиться сочинять! По этому поводу есть такой анекдот. «Сколько психологов нужно, чтобы поменять лампочку? Один, если лампочка готова меняться«. С этой точки зрения невозможно ничему научить. Можно помочь научиться.
Композиция – это способ выражения своих мыслей с помощью определенных средств. Можем ли мы научить человека писать стихи? Да, мы можем объяснить ему размеры, рифмы, всю эту систему. А сможем ли мы научить его выражать то, что он чувствует? Нет, не можем. Это некая внутренняя потребность, которая появляется благодаря разным событиям в жизни или человеческому темпераменту.
Я могу помочь навести мосты между тем, что человек чувствует, и тем, что ему интересно. Это и значит научить выражать свои мысли, чувства, идеи с помощью элементов музыкального языка. Когда я начинаю уроки по композиции, то в первую очередь учу двум вещам. Сначала мы импровизируем, так как это и есть непосредственное высказывание через музыку. Потом мы учимся фиксировать самое важное из этой импровизации, записывая ноты на бумаге».
Барочная музыка тоже предполагает множество импровизаций, а также требует навыков считывания и понимания риторических фигур, свойственных этой эпохе. Ведь именно они раскрывают скрытый сюжет старинной музыки, позволяют музыканту вдоволь пофантазировать над трактовкой. Именно об этом в рамках Барочной академии в Гнесинке прочитал курс гобоист, дирижер, преподаватель риторически информированного исполнительского мастерства, профессор и доктор музыковедения Рафаэль Паласиос (Бельгия – Мексика). Сегодня он провел третью лекцию, которая была посвящена воспитанию хорошего вкуса у музыканта. На других занятиях речь шла о качестве звука, а также об орнаментике: «Мы с ребятами разобрали, что такое барокко. Ведь все начинается с нот! И очень часто те ноты, которыми пользуются студенты – последние издания XIX-XX веков. Но на произведения, написанные в эпоху барокко, издатели смотрят глазами современного человека, а не живущего в ту эпоху. Я старался направить внимание студентов на изучение манускриптов, факсимильных изданий! Только они отражают точно то, что написал композитор.
Мы много говорили о звучании. Сегодняшние музыканты играют барокко современным звуком. Однако существует огромное количество первоисточников, где описано, каким был звук в эту эпоху. А он должен быть очень гибким! Сегодня люди часто находят свой единственный звук и останавливаются на нем. Это ошибка! Он может быть очень красивым, но пустым. Я призываю студентов не упираться в один звук, а все время находиться в поиске.
Мне было приятно видеть большой интерес в глазах ребят. Это живые музыканты, они с удовольствием пробуют сыграть что-то на своих инструментах. Вопрос только в том, как часто они и дальше будут применять это на практике. Было бы очень здорово, если бы преподаватели мотивировали их смотреть на жизнь шире и использовать в своих интерпретациях то новое, чему я научил их на своих лекциях».
Под занавес дня слушатели фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» должны были выбрать между двумя концертами, заявленными на 19.00. Один из них проходил в Органном зале, где главным героем вечера стал семейный дуэт – трубач Леонид Гурьев и пианистка Екатерина Иванова. Исполнители знакомили публику с редко звучащей музыкой XIX – начала ХХ веков и сопровождали свое выступление рассказами о жизни композиторов. Звучала поэзия рубежа этих столетий. Вместе с музыкантами на сцене выступали их коллеги – заслуженный артист России, валторнист Станислав Давыдов, флейтистка Александра Есакова, гобоист Филипп Нодель и ансамбль трубачей: Дмитрий Кодиков, Глеб Верещак, Андрей Павлик, Александр Кравченко.
Другой концерт проходил в Мансарде и посвящен был французской барочной музыке. После дневных лекций, подкованные новыми знаниями, ученики «Летней школы» с легкостью угадывали стиль композиторов. Заведующая отделом деревянных духовых инструментов МССМШ им. Гнесиных, флейтистка Диана Кривенко руководит еще и Барочной академией. В этот вечер она тоже блистала на сцене. «Главная идея нашего старинного направления состояла в том, чтобы показать, что барочная музыка современна! Мне кажется, что в России сейчас существует очень большой интерес к старинной музыке, а именно – к историческому информированному исполнительству. Не просто к самой музыке XVIII века, а к тому, как она звучала в то время, на тех инструментах. Тем более барокко, начиная уже с детской музыкальной школы, всегда находится рядом с музыкантом. И наша задача – показать, что это ни в коем случае не скучно! Наоборот, здорово и весело. Это вообще была эпоха контрастов!» – рассказывает Диана Кривенко о главной «миссии» Барочной академии.
В 21.00 на летней сцене выступил Антон Прищепа с авторскими сочинениями. «Основано на реальных событиях» – концерт-дневник, который охватывает весь композиторский путь музыканта с 2007 по 2024 годы. С Антоном Анатольевичем выступали Мария Корякина (флейта), Олеся Колотыгина (кларнет), Лада Любарская (тромбон), Дарья Барскова (скрипка), Михаил Турпанов (фортепиано) и певица Елизавета Михневич. Зрители могли услышать редкого гостя сцены – цимбалы, за которыми находилась Екатерина Анохина. Исполнители подарили публике незабываемые эмоции, а юные музыканты в живом звучании смогли оценить произведения своего Мастера композиции.
Текст: Анна Коломоец
Фото: Камертон Медиа
119019, МОСКВА, УЛ. ЗНАМЕНКА, Д. 12/2 СТР.3
Проезд: ст. м. «Арбатская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина»
E-mail: gnesinschool@mail.ru
Тел.: + 7 916.149.68.69 (пн-сб., с 11:00 до 19:00 по московскому времени)
Сайт организатора: gnessinka.ru
© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных