«Классика и джаз». Дневник 2024, день 10

НовостиКомментарии к записи «Классика и джаз». Дневник 2024, день 10 отключены

Предпоследний день «Летней школы». Атмосфера раскалена до предела, ведь уже вовсю у музыкантов идут отчетные концерты. Кроме того, в субботу днем начались выступления старшей и средней групп творческого развития «Юные гнесинцы». Они показали, чему научились в шоу-оркестре ударных инструментов под руководством Михаила Путкова и Владимира Терехова.

Отчетное выступление «Юных гнесинцев» на Летней сцене

Пианистам из класса заслуженного работника культуры РФ Елены Владимировны Березкиной предстоит подвести творческие итоги в воскресенье. Мы вновь поговорили с Еленой Владимировной, но на этот раз попросили поделиться впечатлениями от проведения ее Фортепианной мастерской: «В этом году МССМШ им. Гнесиных проводит уже Девятую международную летнюю школу, и за эти годы стало понятно, какие вопросы особенно остро стоят на повестке дня у детей, представляющих регионы, у ребят из-за рубежа, у их педагогов и родителей.

Основной вопрос, конечно, – есть ли данные и перспектива. Тут можно ответить однозначно, что музыкальность и музыкантский блок данных – это разные вещи.

Для профессиональных занятий нужны не только слух, желание, быстрое мышление, темперамент, устойчивая психика, но и здоровье. Что касается перспектив, то это вообще вещь непредсказуемая. Неудачно пройденный период роста молодого музыканта может сильно повлиять на стремительное техническое и творческое развитие, которые у него были до этого.

Многие дети приезжают с педагогами, и тогда гораздо проще добиться результата между мастер-классами. Но если ребенок приехал с родителями, то можно готовиться к мастер-классам с ассистентом Фёдором Орловым – моим выпускником в МССМШ им. Гнесиных, в настоящее время студентом Московской консерватории в классе народного артиста РФ, профессора В.П. Овчинникова.

Федор Орлов с профессором Верой Борисовной Носиной

Зарубежные гости всегда с большим сожалением уезжают от нас: погружаясь в фантастическую среду, созданную в Гнесинке, они прекрасно понимают разницу между отсутствующим в Европе образовательным фарватером от пяти лет до консерватории и тем, что может иметь в России любой ребенок, пожелавший заниматься творчеством.

Школа удалась. Традиционно, в 18:00 в Органном зале состоятся заключительный концерт и круглый стол, где всегда можно получить ответы на любой вопрос.

Мы рады, что ребята увезут домой не только новые навыки. Они получили и неоценимый концертный опыт! А дети, которые уже профессионально занимаются музыкой, смогли продуктивно провести свои летние занятия».

На лекции профессора В.Б. Носиной о символике в музыке И. С. Баха (в рамках Фортепианной мастерской Е.В. Березкиной)

Довольные родители учеников класса Елены Владимировны спешат поделиться своими впечатлениями от занятий. Екатерина Соболева приехала в Москву из Италии: «Летняя школа для нас – это уникальная возможность позаниматься с выдающимися педагогами русской школы! В Италии детские музыкальные школы отсутствуют, как и само направление, поэтому ребят сложно учить музыке, да и просто негде…

У меня две дочки учатся в «Летней школе»: Анна Адзаро занимается в классе скрипки у Ариадны Владимировны Анчевской, а Мария Адзаро в этом году попала в мастерскую Елены Владимировны Березкиной. Как же нам повезло! Несмотря на исходную ситуацию педагог увидела потенциал Марии. Она помогла с пианистической базой, которой у нас просто не было, – с постановкой рук, многочисленными координационными упражнениями, которые кажутся сначала непонятными, но после них произведения звучат совсем по-другому. Мария после каждого занятия старалась выполнять все задания, так как сама замечала, как меняется звук.

Уроки Елены Владимировны – это еще и возможность услышать увлекательную лекцию. Она прекрасно объясняет образ, атмосферу произведения. Теперь нам предстоит всё это внедрять в ежедневные занятия дома! Очень надеемся на продолжение и хотим вернуться. Спасибо организаторам за такой уникальный проект!»

Галина Славская из Майкопа тоже поделилась впечатлениями о занятиях ее дочери Марины Ляфишевой: «Хочу выразить огромную благодарность Елене Владимировне Березкиной за мастер-классы, проведенные в рамках «Летней школы в Гнесинке». Высокий профессионализм и уникальные авторские находки, которые были продемонстрированы на занятиях, произвели глубокое впечатление на всех и на ребенка, и на родителей. Обучение было выстроено исходя из потребностей ученика и направлено на преодоление его проблем.

Личный пример Елены Владимировны и ее достижения в искусстве явились для Марины большим источником вдохновения и стимулом к дальнейшему развитию. Вот такие интересные “каникулы с пользой” провел мой ребенок в Москве. Уже с первого дня появилось желание вернуться сюда вновь».

Восторженные отзывы от родителей продолжают поступать! Татьяна Лешина вместе со своим сыном Багратом Натриашвили приехали из Испании. Родитель поделилась с нами эмоциями от занятий у Елены Владимировны: «Мы первый раз участвуем в «Летней школе» и впервые стали учениками в Мастерской Елены Владимировны Березкиной. В ее классе царила невероятная творческая атмосфера, полное погружение в музыку! Она крайне внимательна на уроке, не пропустит ни одной детали. Информация и знания, которые педагог предоставляет на каждом занятии, бесценны! Только в мастерской у Елены Владимировны можно за короткий промежуток времени улучшить свои пианистические навыки, поскольку каждый новый прием отрабатывается под чутким руководством учителя. Это был очень интересный и ценный опыт. Обязательно вернемся в следующем году!»

Еще один из педагогов по фортепиано в «Летней школе», с которым нам удалось пообщаться профессор МГК им. П.И. Чайковского Юрий Вячеславович Мартынов, один из редких исполнителей, владеющий таким многообразием клавишных инструментов: от первых клавикордов 16 века до современного фортепиано и органа. Юрий Мартынов рассказал, как строились его уроки: «Мои занятия проходили всегда позитивно. С ребятами мы старались исправить определенные проблемы, которые возникали в том или ином произведении. Приходилось обращать внимание на какие-то технические вещи, например, на звукоизвлечение, правильные движения и т.д., а также разбирать с юными музыкантами стилистические задачи, которые необходимо учитывать в работе.

Во время уроков я часто применяю те знания, которые получил, играя на старинных инструментах, и которые вполне можно и нужно использовать при исполнении на инструменте современном. Особенно если это касается определенной эпохи. Вообще, на мой взгляд, каждый инструмент является замечательным учителем, так как он подсказывает нечто важное, и этим стоит пользоваться.

А своим ученикам я постоянно даю один совет: сочинение, которое вы играете на концерте, должно быть прожито так, чтобы пустых нот в тексте не оставалось».

Важную роль в успехе «Летней школы» играют не только педагоги. Ранее мы уже немного писали о пианисте Владимире Вишневском. Владимир трудился концертмейстером в трех классах и сам неоднократно в течение фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» выступал на разных сценах, демонстрируя не только пианистическое мастерство, но и свой редкий голос – контртенор. В воскресенье музыкант выступит на гала-концерте, где ему предстоит исполнить Первый фортепианный концерт Чайковского с оркестром.

Мы поговорили с Владимиром о его уникальном опыте и попросили дать совет для учеников «Летней школы»:

«Мои родители – церковные певчие, поэтому музыка со мной с самого детства. До поступления в МССМШ имени Гнесиных я не испытывал большого влечения к опере. А тут проникся этим жанром и начал слушать исключительно оперную музыку. И какое-то время больше никакую не воспринимал! При этом в восьмом классе я пел в хоре, мне тогда было 14-15 лет – время, когда у мальчиков начинает ломаться голос. Я спокойно продолжал стоять вместе с сопрано, и петь в этой тесситуре мне было легко, хотя голос разговорный становился ниже. Вот тогда мы и поняли, что у меня контртенор.

Вокалом я начал заниматься чуть меньше года назад. Эти занятия очень помогают мне в игре на рояле. Вокальная музыка учит красивой фразировке, особому отношению к интонации, звуку.

Я всегда стремлюсь погружаться в атмосферу музыкальных произведений, как можно больше развиваться в самых разных направлениях – живопись, литература, кино, история. Тогда возникает совершенно особое отношение к музыке. Главное, чтобы любое дело начиналось от сердца, от любви!»

Ребята наращивали свои музыкальные «скиллы» не только в сфере академической музыки, но и в джазовом направлении. Фортепиано со школьниками занимался заслуженный работник культуры РФ, композитор, лауреат джазовых фестивалей Евгений Станиславович Гречищев. Он отметил различия между академическими и джазовыми пианистами:

«Надо учиться играть на фортепиано! И лучше всего практиковаться на классической музыке, ведь именно в ней содержится весь базовый набор приемов! И этой музыкой нужно интересоваться: знать стили композиторов, их творческие биографии.

Люди часто путают джазового и академического исполнителей. Но у них есть принципиальные отличия: джазовый пианист владеет одним определенным стилем, который является лишь частью огромного музыкального мира. Джазовые люди – сочинители! Их игра – сплошная импровизация! И в этом состоит их общение. Обучать джазу на этапе обучения классике – очень полезно. Одно другому не мешает.

В джазе гармония – это основа. Похожая встречается в музыке Дебюсси и Равеля. С другой стороны, огромное количество приемов связано с полифонией, которую ребята осваивают в рамках академического направления. Поэтому параллельное обучение сразу двум специальностям в данном случае даже выгодно!»

Проходят в «Летней школе» занятия и по эстрадному вокалу у руководителя вокальной студии Sunny Side Singers Ольги Михайловны Олейниковой:

«Работа нашего голоса связана и с самовыражением, и с эмоциями, и с ощущением собственного тела. Поэтому, когда вокалист работает над песней, то перед ним стоит очень много задач. Тем более, когда приходит ребенок, у которого уже имеется академический бэкграунд, ведь между академическим пением и эстрадно-джазовым есть большая разница. И не только в голосообразовании и в вокальной позиции, но и во фразировке, в том, как мы начинаем и заканчиваем фразу, как мы ее развиваем. Поэтому работы всегда хватает.

В этом году большое количество ребят пришли с уже готовыми произведениями. Мы работали над нюансами, ритмикой и дикцией. Маленькие музыканты уже определились с творческим направлением и будут продолжать развиваться в сторону джаза. Но у меня были и инструменталисты, за которыми мне всегда нравится наблюдать. В их мышлении появляются дополнительные инструменты для понимания музыки.

Джазовое пение основывается на естественном звукоизвлечении, на речевых привычках детей. В основном мы работаем с ритмикой, дикцией, а также с джазовой фразировкой. Я приветствую параллельное занятия классикой и джазом. Здорово, когда ребенок, находясь в парадигме академического музыкального образования, интересуется джазом. Это сильно его развивает и делает восприятие музыки многослойным».

Пообщавшись с педагогами, вечером мы поспешили на концерт Большого джазового оркестра под управлением Петра Востокова. Выступал коллектив в 21.00 на Летней сцене. Программа включала в себя как джазовые обработки Lacrimosa Моцарта или прелюдии Шопена, так и оригинальные произведения, которые в своем названии несли имя какого-нибудь композитора «Bizet has his day», «Beethoven Riffs On»… Концептуальный вечер с великими классиками в джазовой обработке!

Петр Востоков

Чуть раньше, в 19.00 в Органном зале звучала камерная музыка в исполнении заслуженных артисток России Ариадны Анчевской (скрипка) и Ирины Кусковой (фортепиано). Дуэт поразил публику блестящим и вдохновенным исполнением самых известных произведений из скрипичного романтического репертуара.

Уходить после таких концертов совершенно не хотелось. «Летняя школа» закрывает свои двери после очередного «безумного» дня, а музыканты набираются сил перед завтрашним финалом!

Текст: Анна Коломоец

Фото: Камертон Медиа

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных