«Дневники Летней школы-2021». День 5

Клумба в сквере перед Школой им. Гнесиных пестрила жёлтыми, оранжевыми и красными бархатцами. А вокруг бегали большие и маленькие музыканты в таких же разноцветных футболках – гнесинцы собирались на традиционную фотосессию. Сегодня экватор! Уже… Каждый год в этот день в ДОМ на Знаменке приезжает фотограф и делает памятный снимок, на котором оказываются все участники «Летней школы». А потом ребята и преподаватели расходятся по классам и залам. Впереди еще целая неделя репетиций, мастер-классов и лекций.

Настоящая профессиональная тусовка флейтистов образовалась в семиэтажном корпусе Гнесинки. Авторский курс Ольги Ивушейковой «Мастерская флейты» — это комплекс индивидуальных и групповых мастер-классов от ведущих российских и зарубежных педагогов. В этом году в рамках мастерской стали проходить концерты-дискуссии, во время которых ребята выступают, а затем комментируют выступления друг друга.

«Как правило, выясняется, что то, чем озабочен выступающий, абсолютно не волнует тех, кто слушает, и тогда человек видит себя по-новому, с другого ракурса. После этого ученик начинает работать над какими-то совершенно другими вещами», — рассказывает о творческом процессе Ольга.

Главное отличие мастерской этого года от всех предыдущих – большое количество общения. Ребята вместе с педагогами вместе пьют чай в перерывах и разговаривают на профессиональные темы и не только. А вчера участникам флейтовой мастерской выпала действительно потрясающая возможность – они смогли увидеть своих учителей на сцене. Как сказала Ольга Ивушейкова, это был уникальный концерт, потому что крайне редко на одной сцене встречаются пять профессиональных барочных флейтистов такого высокого уровня.

Вот что рассказал об этом курсе преподаватель флейтовой мастерской Иван Бушуев:

«Главным плюсом является то, что все педагоги пропагандируют одну школу, единый принцип. И дети, с одной стороны, получают базовые знания, которые относительно технологических тонкостей у всех преподавателей примерно одинаковые. А с другой стороны, они знакомятся с разными мнениями о концепции, интерпретации, фразировке. И дети сами начинают мыслить.

На своих индивидуальных занятиях я стараюсь детям дать свободу. Для меня важно, чтобы ребенок мыслил, чтобы он понимал, что происходит и почему.

Из года в год дети меняются, а с ними меняется и наша программа».

Впервые в этом году для гнесинцев проходит авторский курс Кати Пителиной «Исторические флейты», где студенты получают не только теоретические знания, но и возможность самим поиграть на аутентичных инструментах.

«Я даю ребятам поиграть на всех старинных инструментах. Многим это интересно. У них всегда очень много вопросов», — говорит Катя о своих учениках. Целью своего курса она считает расширение кругозора флейтистов любого уровня.

Катя Пителина рассказала об особенностях своей мастерской и об открытиях, которые ученики совершают на её занятиях:

«Мы много говорим о репертуаре, об эстетике исполнения в каждую отдельную эпоху, так как она менялась вместе с инструментами. Я рассказываю об истории флейты, начиная от Ренессанса и заканчивая новыми моделями, которые создаются для исполнения современной музыки.

Сегодня для многих стало открытием, что сорок процентов флейтового репертуара XIX века – виртуозного – было написано вообще не для их инструмента, а для инструмента, который был сконструирован намного проще.

Я считаю, что для того, чтобы профессионально играть на флейте, надо знать историю своего инструмента».

Ещё одно знаменательное событие сегодняшнего дня – старт авторского курса Александраса Шимелиса «Знакомство с основами дирижирования». В этом году он состоит только из теоретических занятий, на которых ребята изучают историю этого искусства, знакомятся с творчеством великих маэстро, а самое главное – учатся анализировать работу дирижеров. Однако Александрас планирует продолжать и развивать свой курс. Среди его планов – привлечение профессионального оркестра, вместе с которым его ученики смогут оттачивать уже и практические навыки.

Александрас Шимелис рассказал о первом занятии со своими студентами:

«Мы сегодня с ребятами поговорили о том, кто такой дирижер. Это личность, это лидер, который увлекается не только нотами, но он ещё и смотрит, что происходит вокруг. Он как сыщик. Он должен всё понять, всё почувствовать. Пять дней для изучения основ дирижирования – это, конечно, мало. Но я говорю ребятам, что это для них сейчас пока зерно, которое мы посеяли.

Сегодня мы начали с мануальной техники дирижирования – изучили схемы на три и четыре. Завтра продолжим работу в этом направлении. Я показал им запись, где маленький семилетний мальчик дирижирует оркестром. Он приходит туда, как будто в песочницу. Только там его ребята не с лопатками сидят, а со смычками. И вот он с ними играет. Вообще, искусство – это игра. Иногда мы очень серьёзно подходим к своему делу. Порой просто нужно всё отпустить. Искусство – это свобода. Музыкант не должен ничего бояться. У нас профессия как у каскадеров. Шел, упал, встал и дальше побежал».

А наши гнесинцы после занятий по традиции отправились на концерты. В Органном зале прошёл уже второй вечер камерной музыки. В исполнении семейного трио заслуженного артиста РФ Алексея Лундина, Марии Лундиной и Татьяны Федосеевой прозвучали сочинения Дебюсси, Изаи, Крейслера и Франка. На сцене Open Air выступал Квартет Анатолия Текучёва. Пятый день Летней школы завершился музыкальным посвящением великим вибрафонистам XX века!

Ангелина Дудикова

Каждый день на Youtube канале и в социальных сетях «Летней школы» выходит дайджест прошедших событий. Подписывайтесь на наш Youtube-канал, а также на новости официальной группы во VKontakte

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2022 МССМШ им. Гнесиных