«Дневники Летней школы-2021». День 8

В это сложно поверить, но уже настал восьмой день Летней школы. Осталось совсем чуть-чуть, и мы будем подводить итоги. Кто-то начинает делать это уже сейчас: некоторые участники завершают свои курсы, преподаватели устраивают классные вечера, а студенты выступают в отчетных концертах. «Юные гнесинцы» сегодня тоже похвастались своими успехами: провели свой собственный закрытый мини-фестиваль.

У ребят старшей и средней групп прошел концерт для «своих» — дети выступали друг перед другом. Программу концерта участники составили сами. Каждый представлял публике то, что хотел. Кто-то играл на инструменте, кто-то пел, кто-то читал стихи. А несколько ребят даже исполнили пьесу для флейты, скрипки и рояля, которую сочинили сами (и это всего за неделю!). Вот только название придумать не успели. «Юные гнесинцы» прекрасно провели время — не боясь, не теряясь, не смущаясь, а только поддерживая друг друга громкими криками и бурными аплодисментами.

Завершается курс мастер-классов профессора Московской консерватории, заведующей отделом скрипки и альта МССМШ им. Гнесиных Татьяны Семеновны Беркуль. В ее классе, так же, как и во многих других, работа идет непрерывно – с утра и до вечера один ученик сменяет другого, и так каждый день. А еще и лекции Татьяны Семеновны, на которые приходят все, кому интересно увидеть педагогический процесс изнутри. Выкроив несколько минут между индивидуальными мастер-классами и лекцией, Татьяна Семеновна рассказала о том, как она работает со своими студентами и почему школа в этом году не похожа на все предыдущие:

«Пандемия, конечно, сыграла не самую лучшую роль. Раньше к нам приезжали иностранцы, сейчас по известным причинам они этого сделать не могут. Настоящее время – тяжелое – диктует свои правила. Я хочу сказать, что организаторы «Летней школы» продолжают делать свое дело несмотря ни на что. Это же большой вклад в культуру. Школа расширяется. Я смотрю, на других отделах происходит очень много интересных вещей, например, работают всевозможные мастерские. Очень важно, что здесь звучат концерты, и что дети, в частности, струнники, могут играть в оркестре. Это огромный плюс нашей школы. И в этом ее уникальность.

В этом году у меня много приезжих учеников – целый десант из Астрахани, есть ученики из Курска, из Астаны, есть даже из Украины. Со всеми занятия проходят по-разному. У ребят, особенно у тех, кто приехал из регионов, очень много проблемных моментов в плане профессиональности. Конечно, когда ребенок приходит с какими-то недостатками, со своими проблемами, то ему хочется помочь. Поэтому занятие с одним строится так, с другим по-другому. Со многими я начинаю заниматься руками, что очень трудно делать в рамках мастер-классов.

Вот завтра я заканчиваю свой одиннадцатидневный марафон. Конечно, некоторые мои ребята взяли то, что могли, и даже то, что не могли. В общем, они постарались основательно улучшиться. Безусловно, они извлекли пользу из наших занятий. Так что я могу и их похвалить, и себя».  

А вот у солиста оркестра Большого театра, виолончелиста Бориса Лифановского, наоборот, сокращенный график индивидуальных мастер-классов. Помимо ежедневных уроков со своим студентом Борис Игоревич проводит и репетиции с группой виолончелистов сводного оркестра. До премьеры их программы осталось всего три дня.

«Я здесь с первого года Летней школы, и мне всегда нравилась ее атмосфера. И она, к счастью, не меняется.  Очень хорошо, что здесь есть концерты и в Органном зале, и на Летней сцене. И они разные! Очень здорово, что в них участвует так много преподавателей.

Участники Летней школы получают «два в одном» — возможность позаниматься с педагогом и послушать, как это педагог играет. Думаю, это очень полезно».

Вечер концертов своей сольной программой в Органном зале открыла профессор Московской консерватории, известная клавесинистка Ольга Мартынова. Она исполнила Шесть маленьких прелюдий из «Клавирной книжечки Вильгельма Фридемана Баха» и «Инвенции и синфонии» Иоганна Себастьяна Баха. В финале концерта по заявкам из зала прозвучало несколько номеров на «бис».

Ольга рассказала, почему для своего авторского вечера она выбрала «детскую» музыку и как этот концерт связан с ее курсом в «Летней школе»:

«Программа моего концерта была связана с программой моего авторского курса в Летней школе. Он называется «Теория и практика игры на исторических инструментах». Я веду как лекционные, так и практические занятия. Ко мне приходят и участники курсов повышения квалификации, и участники, которым это просто интересно – «для себя». Так как среди них очень много преподавателей ДМШ, которые работают с детьми, они особенно интересуются именно детской школьной литературой. По этой теме всегда много вопросов и открытий, которые совершают сами слушатели лекций.

Вот поэтому я и решила сыграть эту программу. Всё время во всех школах в классе фортепиано играют так или иначе миниатюры Иоганна Себастьяна Баха. Но на самом деле эти хоть и небольшого размера сочинения – страшно трудные. В них заложены все технические трудности, которые клавиристы могут встретить в следующей взрослой жизни, — Бах же не только для детей писал. Он сочинял и для взрослых учеников тоже.

Я надеюсь, что все участники моего курса провели это время с пользой для себя, и что наше общение было плодотворно для обеих сторон – и для меня тоже».

В этот вечер барочная музыка заполнила и Летнюю сцену – «Гнесинские виртуозы» повторно представили свою программу «Времена года», только на этот раз она прозвучала в открытом пространстве, перекликаясь со звуками вечерней Москвы.

Ангелина Дудикова

Каждый день на Youtube канале и в социальных сетях «Летней школы» выходит дайджест прошедших событий. Подписывайтесь на наш канал, а также на новости наших официальных групп в FacebookVKontakteInstagram

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2022 МССМШ им. Гнесиных