«Сегодня что-то должно произойти». Дневник, день 1

Солнечные лучи уже заливали Музейную комнату в Гнесинской десятилетке. Внутри дисклавира что-то зашуршало. Спустя некоторое время из-за ножки инструмента выглянуло маленькое взъерошенное и заспанное существо и пристально осмотрело свои владения. Вроде бы всё, как всегда. Загадочный житель почесал затылок и стал медленно прохаживаться по комнате, думая о том, как он проведет сегодняшний день ничего не делая. Ведь каникулы же. Так началось жаркое августовское утро Домовёнка Музи.

В Десятилетке он поселился совсем недавно. Откуда он приехал – никто не знает. Весной он появился на Знаменке с маленьким узелком за плечами и крошечной скрипкой в руках. Прогулявшись вдоль улицы, он остановился перед красивым особняком. Недолго думая, зашёл внутрь и замер. Так сильно ему понравилась атмосфера школы, что он решил здесь остаться. А заодно – научиться играть на своей скрипке, и узнать что-нибудь новое и интересное.

Музя – музыкальный домовенок. Он любит слушать музыку, но не любит, когда шумят. И никогда не показывается людям на глаза. Поэтому поселился в самом тихом и спокойном месте Десятилетки – в Музейной комнате.

«И всё-таки, что-то не так. Я чувствую, что сегодня что-то должно произойти, – задумчиво сказал сам себе Домовёнок. – Вот только что?»

Предчувствие Музю не обмануло. Спустя некоторое время за дверью Музейной комнаты послышались детские голоса, смех, шум и гам. Домовёнок спрятался за дисклавир. Дверь распахнулась и в комнату ворвалась толпа малышей – это «Юные гнесинцы» в свой первый день пришли на экскурсию по школе. Их поведение удивило хозяина этого места. «Нельзя так себя вести в музее! Это непорядок!» — подумал Музя и решил проследить за маленькими музыкантами.

В коридоре главного корпуса, Домовёнок открыл рот от удивления. Откуда здесь столько людей?! Дети, взрослые, студенты, преподаватели, музыканты, которых он видел только на афишах… Он подслушал чей-то разговор, и понял, что началась Седьмая Летняя Школа. «Школа?! Летом?!», – Музя задумался и стал слушать дальше. Оказывается, в этом году запланирована грандиозная программа: более 30 концертов за 11 дней, группа творческого развития для детей от 4 до 14 лет «Юные гнесинцы», непрекращающиеся мастер-классы, курсы повышения квалификации для педагогов, репетиции оркестра и многое другое.

 «Почему нельзя быть везде и сразу? Я хочу побывать на каждом событии!» – подумал Домовёнок.

Он решил побродить по корпусам и посмотреть, кто чем занимается. Так он дошёл до репетиционного зала. Внутри что-то происходило. Домовёнок приоткрыл дверь. Там были ребята, которые читали что-то по листочкам, и преподаватель, которая учила их правильно говорить. «Что за странный урок? Что сложного в том, чтобы говорить?»  – задумчиво пробормотал Музя, но стал наблюдать дальше. Он увидел, что для примера и будущего домашнего задания гнесинцам предложили представиться и рассказать о себе в течение двух минут. Кроме того, ребятам рассказали, что такое риторический вопрос, метафора, цепное повествование и поговорили о многих других ораторских приемах.

Здесь проходили занятия по риторике. Их автор – Лейла Янгуразова. В этом году «Летняя школа» впервые проводит Московскую Барочную академию в Гнесинке. Этот курс состоит из авторских лекций по живописи эпохи барокко, риторике, барочным танцам, философии и теории музыки 17-18 веков.

«Больших результатов в риторике за три занятия, конечно, не достичь. Но самое главное – мы работаем с вниманием. Мы обращаем внимание на конкретные предметы. Ребята уже начинают думать, как они говорят, концентрироваться на этом, — это уже прогресс. Что мы здесь делаем? Мы не становимся профессиональными ораторами, не становимся большими специалистами. Но мы начинаем думать о риторике, и это уже хорошо», — подвела итоги первого занятия Лейла Янгузарова.

С улицы стали доноситься какие-то мелодии. Было похоже, что кто-то играет на музыкальных инструментах. «Странно, — сказал себе Музя, — не может быть, чтобы играли на улице». Он пошёл на звуки. Да, действительно. Прямо на улице шёл концерт. «Первый раз такое вижу!» — удивлённо воскликнул Домовёнок и испуганно оглянулся по сторонам. Но звучание оркестра заглушило его слова, и Музю никто не заметил. Он спрятался за лавочку и стал слушать концерт.

На Летней сцене открылся II Музыкальный фестиваль «GNESSIN AIR на Знаменке». Да, те самые 30+ концертов за 11 дней. Это был первый. Концертный духовой оркестр МССМШ имени Гнесиных под управлением Александра Нянькина представлял свою новую программу под названием «Я танцевать хочу!!!». Оно, кстати, очень понравилось Домовёнку. «Я тоже хочу», — подумал он, — и, пока внимание зрителей было приковано к сцене, пустился в пляс под звуки виртуозного произведения Абреу «Tico-Tico». Это название переводится как «Маленький воробей радуется жизни в кукурузной муке». Музя дослушал концерт до конца. И не зря. После выступления дирижёр сказал родителям фразу, которая очень понравилась Домовёнку: «Это оркестр мечты. В нем – ваши дети и наши ученики. Даже выпускаясь из школы, они возвращаются сюда, потому что это лучшая школа в мире!».

«Лучше и не придумаешь», — подумал Музя и направился в здание школы.

А ещё сегодня были лекция у Филиппа Ноделя, где он рассказывал о барочной музыке, мастер-класс по дирижированию у Александраса Шимелиса, на котором ребята играли со спичечными коробками и расшифровывали таинственные знаки, нарисованные на доске, и много-много интересного.

Оставшийся вечер Музя провёл, слушая музыку. В семь часов он отправился в Органный зал – там проходил концерт-путешествие «Париж-Петербург. Прогулки». За роялем – Александр Гиндин. Домовёнок его никогда раньше не видел, только слышал о том, как чудесно он играет на фортепиано. В программе звучали произведения Франка, Шопена, Балакирева и Мусоргского. «Да, играет он даже лучше, чем я себе мог представить», – восторженно подумал Музя.

Впереди его ждал ещё один концерт. В девять вечера Летняя сцена и внутренний двор наполнились бархатными звуками виолончели. «Эти большие скрипки очень похожи на мою маленькую», – пронеслось в голове у Музи. В этот вечер выступал Квартет виолончелей Большого театра: Борис Лифановский, Алексей Говоров, Степан Худяков и Даниил Мень. В концерте принимал участие Роман Сычев (балалайка). Домовёнок познакомился с музыкой Верди, Тарреги, Пуччини, Эллингтона, Манчини и Афанасьева.

«Надо найти свой маховик времени, — подумал перед сном Домовёнок Музя, — я хочу быть везде». Ему сильно хотелось спать. Он очень устал за этот день, еще бы – столько новых впечатлений и эмоций! Но это была приятная усталость. Только одно огорчало Музю: он так хотел бы пообщаться с юными и взрослыми музыкантами… Но ему нельзя. Домовые никогда не показываются людям. Даже в музыкальном мире.

Продолжение следует…

Текст: Ангелина Дудикова, Анастасия Петровская

Фото, видео: Dominanta Media Продакшн

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2022 МССМШ им. Гнесиных