«Полезные навыки за 11 дней». Дневники, день 2

Музя проснулся в половине двенадцатого выспавшимся и готовым к новым приключениям. Да, он немного проспал. Вообще ему хотелось попасть на репетицию духового оркестра, а она началась ровно в 11. Выбравшись из-за дисклавира, Домовёнок побежал искать оркестрантов. Он обошёл весь главный корпус, но их нигде не было. «Странно. Наверное, я что-то перепутал», – решил Музя и отправился в столовую – он ведь ещё даже не завтракал. В этот момент мимо него по направлению к спортивному залу пробежали два мальчика с трубами в руках. «Давай скорее! Весь оркестр давно в сборе, а мы на полчаса опаздываем», — сказал один другому. «Репетиция в спортзале?», – вопросительно поднял бровь Домовёнок и побежал за ними.

Действительно, в спортзале репетировал духовой оркестр – тот самый, который в 4 августа блестяще открыл фестиваль «GNESSIN AIR на Знаменке». Для того, чтобы слаженно выступить в первый день «Летней школы», музыканты начали сыгрываться уже с 1 августа. За дирижёрским пультом – солист и дирижер Государственного Кремлевского оркестра России, художественный руководитель и дирижер Духового оркестра МССМШ им. Гнесиных Александр Нянькин.

Во время репетиции он часто шутил, что очень понравилось Музе. Особенно его рассмешила фраза: «В оркестре первое правило – играть одно произведение; второе – если все закончили играть, а у тебя еще осталось несколько нот, не доигрывать». «Интересно, а меня с моей скрипкой могли бы взять в какой-нибудь оркестр?», – подумал Домовенок, но тут же отвлёкся, потому что дирижёр объявил перерыв, и ребята, оставив свои инструменты, разбрелись по залу и коридорам. Музя стал подслушивать, о чём они говорят.

— Я играю на саксофоне, но в оркестре сижу впервые. По-моему, здесь очень профессиональный уровень, порой мне даже приходится преодолевать какие-то сложности. Но меня радует, что мы уже все познакомились и подружились, – сказал мальчик по имени Арсений. Девочки, которые болтали с ним, тоже поделились впечатлениями:

— Мы уже были в «Летней школе» раньше. Правда, приходили на концерты, а как участники – мы здесь впервые. Нам тоже очень нравится играть в этом оркестре, у нас потрясающий дирижёр. На вчерашнем концерте была очень зажигательная программа. Кстати, ты был там?..

Домовёнок не дослушал разговор. Все это время он издали смотрел на Александра Владимировича. Ему очень хотелось заговорить с ним, но он не решался, ведь Домовые не показываются людям. Однако, любопытство нашего юного героя оказалось сильнее, и подойдя ближе, Музя обратился к дирижеру с вопросом: «А что Вы думаете о начале «Летней школы»? Вы уже подружились с ребятами?». Маэстро, нисколько не удивившись необычному зрителю репетиции (ведь в Гнесинке практически каждый день случаются удивительные и невероятные истории), с удовольствием побеседовал с любознательным Домовёнком.

— Дети обрадовались, когда узнали, что мы открываем «Летнюю школу» и фестиваль «GNESSIN AIR на Знаменке». Это же очень почетно. И никого не смутило, что для этого нужно будет больше работать, раньше начинать встречаться.  Я думаю, на открытии все заметили их горящие глаза, их желание и музыкантский драйв. Сегодня на репетиции у нас такое же настроение.

Я дирижирую духовыми оркестрами достаточно давно, в том числе и детскими. Понятно, что для проведения репетиций нужна определённая тактика. Если я буду слишком требовательным четыре часа подряд, ребята быстро устанут.  Поэтому мне, как дирижеру, музыканту, учителю, приходится делать словесные отступления – вызывать ассоциации, что-то пояснять. Мы совмещаем и теорию, и практику.

Каждый участник получит свой опыт от Школы. Для кого-то участие станет импульсом для возможного поступления в Гнесинскую десятилетку и обучения здесь, кто-то просто поиграет в хорошем оркестре и получит удовольствие от игры. В любом случае, все обогатятся какими-то полезными навыками.

«Я тоже соберу для себя полезные навыки за эти одиннадцать дней», – подумал Домовёнок и отправился на их поиски. К тому же, он вспомнил, что вчера слышал восторженные отзывы от родителей, которые отправили своих детей на авторские курсы.

***

Авторские курсы – это всегда большой выбор направлений, преподаватели, вдохновлённые своей профессией, и уникальное содержание каждой лекции. В свой второй день «Летней школы» Музя побывал на нескольких авторских курсах.

Первым делом он посетил лекцию Елены Берёзкиной, которая проходила в Органном зале. Домовёнок узнал о системе Синъити Судзуки, а заодно послушал о том, как следует заниматься юным музыкантам.

«Летняя школа в Гнесинке» — «место силы», которую обретают все, кто сюда приезжает и получает тот фантастический заряд энергии, который пробуждает у ребят желание подняться на новый творческий уровень.

Поэтому «Летняя школа» демонстрирует тот темп работы, в котором живут дети, занимающиеся музыкой профессионально. Для ребят, которые к нам приезжают, это важно. Многие из них хотят поступать в нашу школу (колледж), а потом продолжить обучение в вузах.  Но подчас они не имеют представления о том, на каком уровне они должны находиться уже сегодня. «Летняя школа» позволяет им понять (в том числе, благодаря педагогам, которые оценивают их навыки и способности), насколько они открыты профессии и готовы ли принять такой интенсив. А самое главное – определиться, хотят ли они вообще всем этим заниматься. 

Мы, в свою очередь, стараемся показать ребятам, в чем состоит суть специальности, влюбляем ребят в нее и советуем, что они должны принять и от чего – отказаться.

Многие из наших слушателей приезжают сюда много лет подряд. Кто-то из них поступает к нам или в другие профессиональные учебные заведения. Некоторые уже с первых шагов понимают, что это не для них. Ведь не каждый готов отказаться от своего привычного распорядка. «Летняя школа» важна и для родителей, потому что ребенку – маленькому музыканту – не по силам одному, без их поддержки, следовать столь насыщенному графику, включающему различные модули и формы. 

Погружение в абсолютно профессиональную среду с концертами, лекциями и мастер- классами для кого-то станет развенчанием иллюзий, а для кого-то – воплощением абсолютной мечты, помочь реализовать которую – и есть главная миссия «Летней школы», – сказала Елена Владимировна Березкина.

Затем Домовёнок погостил в мастерской «Гобойный IRONMAN». Здесь проходил мастер-класс Евгения Шредника – солиста Театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Ребята по очереди показывали пьесы, которые они подготовили заранее. Преподаватель занимался с ребятами очень искренне, честно и с большим интересом. «Он потрясающий! И как же хорошо играют дети, а ведь им совсем немного лет…», – восхитился Музя и стал заворожённо наблюдать дальше.

Жара немного спала и после мастер-классов наш герой решил погулять в сквере перед школой. «А ведь сегодня снова был дневной концерт. И я его пропустил. Непорядок», – и Домовёнок опять стал думать о том, как же ему всё успеть.

— Я уже в третий раз играю на «Летней школе», но впервые – в фортепианном дуэте, – внимание Музи привлекла красивая девушка. Она стояла рядом в сквере и с кем-то беседовала. Ею оказалась Дарья Бочарова, выпускница МССМШ им. Гнесиных. – Выступать здесь всегда приятно и одновременно очень ответственно. Сегодня я выступала на дневном концерте, а вечером будет концерт моих педагогов. Делить сцену с ними очень почётно!

Вообще сегодня у меня были исключительно положительные эмоции – в зале было много друзей, в том числе школьных, я играла в дуэте с мужем. Ровно год назад в этот день мы поженились. Получается, наша первая годовщина прошла в альма-матер, на сцене. Это очень символично. Я благодарна школе за эту возможность!

Дарья Бочарова и Александр Дудин

Этим летом к вечерним (Органный зал, 19:00) и ночным концертам (Open air, 21:00) фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» добавилась серия дневных выступлений. Выступающие – молодые артисты, лауреаты престижных музыкальных конкурсов, студенты и выпускники известных учебных заведений Москвы.

Фото: Ирина Шымчак

Ближе к семи в сквере почти никого не осталось. Начинался концерт «Дебюсси и не только!». Марианна Шалитаева и Яков Кацнельсон готовились выходить на сцену – впереди был вечер фортепианной музыки Пуленка, Дебюсси и Мийо. Домовёнок допил почти остывший кофе, вернулся в школу и зашёл в Органный зал. Музя расположился на свободном кресле и стал наслаждаться музыкой. «Я живу внутри дисклавира, – подумал он, – и даже не знаю, что это такое. Надо будет завтра поспрашивать у гнесинцев. Вдруг они знают…». Домовенок решил, что ничего страшного не случится, если он будет иногда разговаривать с ребятами и учителями. Ведь так он многому сможет научиться.

Фото: Ирина Шымчак

Между тем, музыканты играли пьесу на бис. И то, что было после, невероятно поразило Музю. Еще не успели отзвучать аплодисменты, а к сцене один за другим стали выходить люди с букетами – взрослые и дети. Музыкантов осыпали цветами. Наш герой видел такое впервые. «Может быть, здесь я научусь играть на скрипке так хорошо, что когда-нибудь буду тоже вот так стоять на сцене, и делить радость выступления с публикой?» – мечтательно задумался он.

Валерия Пялова, Ирина Бокий, Юлия Биховец и Станислав Пялов

До ночного концерта оставалось несколько минут. Что там будет – Домовёнок не знал, потому что не успел посмотреть афишу. Но одно он знал точно – разочарования не будет!

«Послушаю музыку и буду спать. Завтра я должен встать вовремя. Пойду в барочную мастерскую и узнаю там, что такое дисклавир. Может быть, это такое барочное пианино?» – с этой мыслью Музя вошёл в зрительный зал Летней сцены.

Продолжение следует…

Текст: Ангелина Дудикова, Анастасия Петровская

Фото, видео: Dominanta Media Продакшн

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2022 МССМШ им. Гнесиных