В пять часов вечера начинался отчетный концерт Сводного духового оркестра «Летней школы в Гнесинке» под управлением Александра Нянькина. Музя надел белую рубашку, фрак и отправился на Летнюю сцену. Ещё днём он слышал репетицию оркестра на улице. Мелодии из мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна переплетались со звуками бетховенской симфонии, доносившимися из спортзала – это был первый репетиционный день Сводного симфонического оркестра под управлением художественного руководителя «Летней школы» Михаила Хохлова.
Утро домовёнок провёл вместе с «Юными гнесинцами». Они ходили в Музей Сергея Прокофьева. Музя давно мечтал там побывать. Когда-то он услышал симфоническую сказку «Петя и волк», и ему захотелось побольше узнать об авторе этой чудесной музыки.
Группа творческого развития «Юные гнесинцы» – огромная детская музыкальная тусовка. Она состоит из трёх групп, в которых дети объединяются по возрастам: самым маленьким – 4 года, а самым старшим – 14 лет. Играя и общаясь друг с другом, они знакомятся с миром музыки, развивают свои творческие навыки, узнают много нового и интересного и с головой погружаются в музыкальную вселенную. Наш герой успел подружиться со всеми. «Какие они милые», – улыбаясь, подумал он, и вспомнил, какие забавные рисунки с его изображением нарисовали дети.
В тот день, когда Музя разговаривал с дирижером духового оркестра, его случайно заметила девочка – ученица средней группы. Она рассказала о домовенке своим друзьям и педагогам. Все дружно решили нарисовать Музю таким, каким они его себе представляют. Результаты поразили всех, в том числе и самого домовёнка. Работы оказались настолько разными и интересными, что среди них даже объявили конкурс зрительских симпатий.
«Надо будет примерить парочку из этих образов», – подумал он, рассматривая свои самые экстравагантные портреты. Но больше всего ему понравилась та картина, где его нарисовали таким, какой он есть – взъерошенный и лохматый, счастливо улыбающийся, в своей любимой красной рубашке и лиловых башмачках. «Может быть, когда-нибудь, – снова размечтался домовёнок, – этот портрет будет висеть на центральной лестнице школы в историческом здании (а зданию, между прочим, больше 300 лет!) в одном ряду с портретами его бывших владельцев – графа Апраксина, графа Воронцова, графа Гагарина и других видных деятелей российской истории». В конце концов, Музя тоже считает себя хозяином этого дома!
Хорошенько пообедав, Музя вышел во двор школы. «Что тут происходит?», – обратился он к пресс-секретарю Десятилетки. «У нас фотосессия», –услышал в ответ. Перед фасадом школы выстроились более 200 гнесинцев в разноцветных футболках и ждали начала съёмок под лучами августовского солнца. Фотографии на фоне старинного особняка – уже традиция для тех, кто приезжает в «Летнюю школу». «Как красиво, – сказал домовёнок, – они как будто одна большая семья! Я тоже хочу быть её частью!». Незаметно прошмыгнув мимо контрабасов, он встал среди ребят и довольно улыбнулся.
У Музи было немного свободного времени перед вечерним концертом, и он решил прогуляться по Знаменке и обдумать всё, что с ним произошло за эти три дня. «Только четвёртый день, а у меня ощущение, что Школа уже очень давно идёт, – начал он свои размышления, – я ведь и подумать не мог, что когда-то буду вот так просто общаться с пианистами, танцорами, ораторами, искусствоведами, дирижёрами…»
Он вспомнил, как в самый первый день пробрался в мастерскую Александраса Шимелиса. Его курс называется «Знакомство с основами дирижирования» и в «Летней школе» проходит уже второй раз. Музя обратил внимание, что в аудитории были взрослые ребята – им было не меньше 12 лет. В тот день он ещё очень боялся с кем-то заговаривать и появляться на глазах у гнесинцев, поэтому спрятался за приоткрытую дверь и стал наблюдать за происходящим. Он увидел, как к маэстро подошла девушка и стала его о чём-то спрашивать. «Кажется, у дирижёра берут интервью», – подумал домовёнок и подошёл чуть ближе. Он услышал, как Александрас рассказывал о своих занятиях с ребятами и сложностях дирижёрской профессии:
— Мы начали с теоретическо-исторического экскурса в дирижирование: говорили, как оно зарождалось и кто стал инициатором дирижерской школы. Мы двигались от Античности к современности. Я назвал ребятам имена важных для нас личностей и рассказал, почему именно они вошли в этот список. Затем мы со студентами рассуждали, почему дирижерская профессия всегда была востребована и почему дирижёру присущи лидерские качества.
Сразу, на первом уроке, начали заниматься мануальной техникой. У кого-то это получалось лучше, кому-то понадобилось больше времени. Моя цель – создать ребятам базу, дать понять, где и что делать можно, а что – нельзя. Думаю, в конце курса у них сложится общее впечатление о дирижировании. И уже потом, играя в оркестре или слушая его, они будут анализировать и понимать, как работает дирижер.
«Меня тоже всегда завораживала работа дирижёра, – продолжал свои рассуждения Музя, – один взмах, и случается чудо. Дирижёрская палочка как будто волшебная. Под её влиянием такое большое количество людей и инструментов создают совершенно прекрасную музыку. Нет, дирижёр не лидер, он – волшебник». На этой фразе Музя таинственно улыбнулся.
Домовёнок побродил ещё немного по московским улочкам и вернулся в школу. А здесь с сегодняшнего дня начали устанавливать рекорды по количеству концертов в день. Сегодня их – пять.
Днём в Органном зале прошёл концерт «Грани контрастов», где выступали лауреаты международных конкурсов Игнат Красиков (кларнет), Алиса Калашникова (скрипка) и Феодосия Миронова (фортепиано). В их исполнении звучали произведения Бартока, Стравинского, Карриера и Шонфилда. Среди этих сочинений была и российская премьера – произведение американского композитора Себастьяна Карриера «Verge».
Вечер начался с отчетного концерта Сводного духового оркестра. Именно на него, парадно одевшись, пришёл домовёнок. Всего четвёртый день, а кто-то уже подводит первые итоги. Духовой оркестр под управлением Александра Нянькина завершал свой курс. Для финального выступления музыканты выбрали весьма разнообразную программу, в которую вошла классика и музыка XX века. Так же, как и в первый день, оркестранты сыграли блестяще, а публика не хотела их отпускать.
«Тебе понравился концерт?», — спросил Музя после выступления у девочки по имени Яна. Сегодня она сидела на сцене в составе оркестра. «Всё было прекрасно! – ответила она, – мы сыграли зажигательный концерт на открытии «Летней школы». Я помню, что тогда мне было очень круто работать. А потом к нам присоединились выпускники Гнесинки. Это же классно – играть со старыми друзьями, с которыми ты уже привык быть в коллективе. Так вот, на открытии мы показали, как можем зажигать, а сегодня наше исполнение было более душевным. Конечно, где-то программа перекликалась с предыдущей, но в целом она была более лиричной».
В следующем концерте выступали Алексей Лундин и Юрий Мартынов. В дуэте они представили программу «Антология итальянской скрипичной сонаты», которая состояла из одних сонат, написанных итальянскими композиторами от барокко до прошлого столетия. «Скрипка! – прошептал Музя, – наконец-то! Мне нужно заглянуть к Алексею Лундину на мастер-класс. Может быть там я научусь играть на скрипке?»
В девять вчера Летняя сцена и окрестности «Летней школы» наполнились музыкой для ударных. Здесь началось Мультимедийное шоу The Pulse of Universe творческого объединения PercaRus Group. Его художественные руководители и солисты – Михаил Путков и Владимир Терехов. Такое событие Музя не мог пропустить. Он слышал об этих музыкантах и знал, что с ними никогда не бывает скучно.
Почти в полночь Домовёнок вернулся в Музейную комнату и забрался внутрь дисклавира. Расстелив постель, он уже было залез под одеяло, но вдруг передумал. Достал свою маленькую скрипку и открыл футляр. Еле слышно провёл смычком по струнам. А потом быстро убрал инструмент и лёг спать.
Продолжение следует…
Текст: Ангелина Дудикова, Анастасия Петровская
Фото, видео: Dominanta Media Продакшн
119019, МОСКВА, УЛ. ЗНАМЕНКА, Д. 12/2 СТР.3
Проезд: ст. м. «Арбатская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина»
E-mail: gnesinschool@mail.ru
Тел.: + 7 916.149.68.69 (пн-сб., с 11:00 до 19:00 по московскому времени)
Сайт организатора: gnessinka.ru
© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных