«Мечты начинают сбываться». Дневник, день 6

Музя проснулся очень рано. Он всю ночь не мог уснуть из-за сильного волнения – сегодня он пойдет на мастер-класс к Алексею Лундину. Наконец-то его мечта играть на скрипке начнёт осуществляться. Но это будет только после обеда. А сейчас он отправился в гости к гобоистам.

Мастерская «Гобойный IRONMAN» – это серия музыкальных соревнований на выносливость и волю. Стойкости гобоистов «Летней школы» позавидуют даже профессиональные спортсмены! Автор курса – солист симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета Денис Освер. Для участников подготовили абонементы разной степени сложности. Каждый юный гобоист мог выбрать комфортный для себя набор занятий и прокачать свои исполнительские навыки вместе с именитыми преподавателями.

— Мы сделали «сетку», – начал рассказ о своей мастерской Денис Всеволодович, из большого количества занятий. Дети берут обычный абонемент из 5 уроков, но вместо этого получают 15. День у нас строится так: утром – специальность (технология, дыхание, игра), днем мастер-классы от солистов Большого театра по «скорой помощи» для гобоев, а вечером ансамбли.

Занятие с ансамблем

С нами работают лучшие российские аранжировщики. Они взяли какие-то известные хиты и разложили их на большое количество инструментов. Очень полезно играть в ансамблях. Если мы говорим только о технологии игры на инструменте, то это, хоть и необходимо, но дико скучно. Чтобы по-настоящему расслабиться и получить удовольствие, детям надо играть в ансамблях. В программе этого года у нас два концерта, где ребята играют как раз в ансамблевых составах.

Мне кажется, что для детей крайне важно себя проявлять. На моём курсе они выкладываются максимально, и родителям приятно видеть их результаты. Это же праздник! У нас здесь своя, спортивная атмосфера: у нас нет установки «не ошибайся», а ещё мы не любим бабочки, как у кота Леопольда (они нам сильно мешают). Гобой – нелёгкий инструмент, и нам хватает волнения. В работе с детьми важно, чтобы всё происходящее им нравилось.

Фото Дарьи Хуторецкой

— А им действительно нравится всё, что здесь происходит, – ответил домовёнок, – а кого вы пригласили к себе в мастерскую этим летом?

— У нас очень интересные гости – некоторые из них участвуют уже не в первый раз. Дистанционно лекции проводит Хосе Антонио Масмано — солист Оркестра города Гранады, профессор оркестрового репертуара и гобоя в Высшей музыкальной консерватории Арагона, президент Afoes. Это невероятный музыкант! И ты знаешь: чем человек круче и востребованнее, тем он проще. Александр Введенский, первый гобоист Оркестра Луисвилля, был у нас и в прошлом году. С ним ребята тоже общаются онлайн. Ещё мы пригласили солиста оркестра Большого театра Евгения Иванова-Рощина. Он рассказывает о театральной работе гобоистов. И ещё один гость из театра – Евгений Шредник.

Прямо сейчас у нас проходит мастер-класс Иванова-Рощина. Пойдём, мы как раз на него успеваем.

Евгений Иванов-Рощин

Денис Освер вместе с Музей зашли в аудиторию, где упорно и сосредоточенно один из маленьких гобоистов преодолевал сложности игры на своём инструменте.

Ты только посмотри, – тихо сказал Денис Освер домовёнку, – это солист Большого театра. На него только посмотришь, и ноты на гобое берутся сами.

Спустя несколько минут индивидуальное занятие закончилось и маэстро вышел из класса. Музя побежал за ним.

— Скажите, а как вам «Летняя школа»? – спросил он у театрального гобоиста.

— Сама идея «Летней школы» мне кажется прекрасной, – приветливо ответил домовёнку Евгений Иванов-Рощин, – и очень правильной. Многие (в том числе, и я когда-то), когда учатся в музыкальной школе или училище, летом немножко расслабляются. А здесь ребята находятся в постоянном тонусе. Мне кажется, это здорово! И самое главное – здесь нет общеобразовательных предметов, а значит, ты легко можешь отдаваться своей специальности. Самому это довольно сложно организовать – есть куча других летних развлечений. А здесь тебя направляют на правильный путь.

Меня Денис позвал уже второй раз. В прошлом году здесь я в первый раз получил педагогический опыт. Чувствовал себя комфортно. Мне кажется, что всё самое важное я передал своим ученикам. Они все разные – кто-то очень хорошо подготовлен, кто-то вообще не подготовлен. Разброс большой, но от этого даже интересней. Возраст тоже разный. Мы передаём участникам свой опыт, и мне это нравится.

Ребёнка нужно впечатлить. Не надо ему рассказывать с хмурым лицом, как правильно играть. Важно расположить его к себе, чтобы он доверял и отдавался, и не зажимался.

Денис Освер на отчетном концерте «Гобойный IronMan». Фото Дарьи Хуторецкой

— Как же правильно преподаватели здесь относятся к своим ученикам, – поделился Музя своими мыслями с Денисом Освером, – нет ничего удивительного в том, что гнесинские дети так хорошо играют – с такими-то педагогами иначе и быть не может.

А ты знаешь, кто ещё работает с нашими учениками? – сказал «тренер» гобоистов Музе, – Александр Попов! Это лучший гобойный мастер в России! На днях ребята принесли ему свои инструменты, чтобы он дал им свои рекомендации по уходу. Вот ты, например, знал, что гобой – очень хрупкий? Его клапаны сделаны с серебряным напылением, а дерево пропитано маслами. Его нельзя чистить спиртом, да и вообще лучше не чистить. А ещё, опытный мастер, заглянув внутрь инструмента, может определить, сколько лет на нем играют, и когда гобой брали в руки последний раз.

— Эх, как жаль, что я не успел с ним пообщаться, – грустно вздохнул Музя.

— А что бы ты хотел у него спросить?

— Я бы спросил, что нужно делать для того, чтобы гобой служил тебе как можно дольше…

— Ему задавали такой вопрос. Вот совет от Александра Попова: «С гобоем нужно соблюдать два правила: содержать инструмент в чистоте и быть с ним честным. Естественно, даже соблюдая эти правила, вы не получаете стопроцентной гарантии. Но все проблемы решаемы. Треснул гобой – его можно склеить, есть втулки. В крайнем случае, можно вообще другой инструмент купить.

А при выборе нового гобоя нужно ориентироваться на следующие компоненты: удобство, интонационный строй и тембр».

— Спасибо вам! – поблагодарил Музя Дениса Освера, – какой всё-таки интересный инструмент этот гобой. Пусть в ваших музыкальных соревнованиях будут одни победители!

***

Чем ближе становился скрипичный мастер-класс, тем больше волновался домовёнок. Он поднялся в свою Музейную комнату, достал скрипку и сел на кровать. «Может, мне не стоит туда идти, – подумал он, – все ребята так хорошо играют, а я совсем ничего не умею». Он задумался. «Но, с другой стороны, – возразил себе Музя, – я же ничего не теряю. Может быть, даже наоборот, приобрету». Успокоив себя этой мыслью, маленький скрипач бережно убрал свой инструмент в футляр, поправил бабочку и неспешным шагом пошёл на мастер-класс к заслуженному артисту России и первой скрипке оркестра «Виртуозы Москвы» Алексею Лундину.

Звуки скрипок наполняли коридор одного из корпусов школы. Там собрались скрипачи. Кто-то готовился к индивидуальному уроку, кто-то отрабатывал только что полученные замечания, кто-то параллельно с сольной программой доучивал оркестровую партию. Одним словом, все были так увлечены своими заботами, что на Музю никто даже не обратил внимания. Он постучал в дверь и зашёл в класс.

Домовёнок остановился, едва переступив порог, но, увидев приветливый взгляд педагога, немного осмелел и подошёл к нему.

— Ты умеешь играть на скрипке? – спросил у Музи Алексей Владимирович.

— Да, немного. Я умею играть несколько гамм и чуть-чуть учил партиту Баха, – робко ответил домовёнок.

— Ты взялся за сложное произведение, – удивлённо ответил ему педагог, – и ты молодец. Но давай для начала мы с тобой поиграем что-то более простое. А в конце урока ты покажешь партиту. Договорились?

Так начался долгожданный для Музи скрипичный мастер-класс. Он внимательно слушал своего учителя и запоминал каждое его замечание. Время пролетело незаметно, и урок подошёл к концу.

— А вот теперь ты можешь сыграть свою партиту, – сказал домовёнку Алексей Владимирович, – и постарайся применить всё то, чему ты научился за это занятие.

Замирая от волнения и восторга (Музя ещё никому не играл это произведение), он сыграл несколько первых тактов. «Это то, что я успел выучить», – сказал он педагогу. «Довольно неплохо для домовёнка, который сам выучил партиту Баха, – улыбнувшись, сказал ему Алексей Владимирович, – но тебе ещё многому нужно научиться. Приходи завтра снова, и мы продолжим».

Музя не мог в это поверить. Получается, он может играть на скрипке! И учить его будет один из педагогов Гнесинки. Это же невероятно! Этим летом в жизни домовёнка происходят одни чудеса!

Открытый мастер-класс А.В. Лундина

— А расскажите мне, пожалуйста, о своих учениках, – обратился он к Алексею Лундину.

— «Летняя школа» это и праздник, и работа. Праздник – потому что это дорогое мне место, где я провожу большую часть своей жизни. Здесь я встречаюсь с детьми, пытаюсь им помочь, а когда это получается, испытываю самые радостные эмоции. Для меня счастье, когда я вижу, что у детей начинает получаться играть, начинают гореть глаза, правильно работают руки, и звук красивый получается. Вот почему это праздник. А работа – потому что это действительно очень тяжелая работа.

Дети каждый раз приходят совсем разные и из разных мест. Как правило, у каждого свои цели. Кто-то учит оркестровые партии, чтобы сесть в оркестр многих детей это вдохновляет, ведь для большинства детей оркестр – это огромная музыкальная жизнь, да ещё и совместная. Многие именно для этого и приезжают, чтобы вместе исполнить великие произведения. Ну а как они ещё исполнят Пятую симфонию Бетховена? Или Девятую Дворжака, например? – Только в оркестре.

Кто-то ориентирован исключительно на занятия по специальности, кто-то хочет попробовать свои силы и понять, учиться дальше музыке или нет, и на какой уровень претендовать. У всех свои задачи. Всё зависит от семьи и от личности ребёнка.

— Спасибо вам за этот прекрасный урок! – поблагодарил Музя своего нового учителя и вышел из аудитории. Ему казалось, что он перестал понимать, что происходит и где он находится. Собравшись с мыслями, он вспомнил, что его пригласили ещё на один мастер-класс. Сегодня в «Летней школе» проходил открытый мастер-класс заслуженного артиста РФ, профессора РАМ им. Гнесиных и преподавателя МССМШ им. Гнесиных Владимира Ивановича Пушкарёва. «Как же повезло молодым трубачам, которые могут побывать на его уроке!», – подумал домовёнок, переступая порог аудитории.

Открытый мастер-класс В.И. Пушкарева. Занятие с одним из учеников

В центре зала играл один из талантливых учеников Владимира Ивановича – Александр Рублёв. Юный трубач обладает множеством премий престижных конкурсов и мастерски владеет своим инструментом. На этом мастер-классе Музя тоже узнал много интересного. Он решил обдумать всё немного позже, но и сейчас сделал для себя один вывод. «При желании музыканта и высоком уровне его мастерства этот инструмент может очень красиво звучать», – задумчиво пробормотал он и пошёл домой, чтобы оставить скрипку и переодеться в концертную одежду.

У домовёнка было полчаса до начала концерта. Он так вымотался за сегодняшний день, что решил прилечь и немного отдохнуть. Музя закрыл глаза и стал вспоминать все события, которые с ним случились. Постепенно его мысли становились всё более размытыми, и спустя несколько минут музыкальный домовёнок погрузился в глубокий и сладкий сон.

Его разбудил голос пресс-секретаря Десятилетки – она разговаривала с кем-то по телефону. «Нельзя так громко разговаривать в музее, – недовольно подумал домовёнок, – опять непорядок». Он выбрался из дисклавира и посмотрел на часы. «Уже 19:15!» – воскликнул он. Музя снова проспал. Быстро надев фрак, он неслышно пробрался из Музейной комнаты в Органный зал.

Здесь уже начался концерт, названный «Зеркало в зеркале». На сцене –Алексей Лундин (скрипка) и Мария Лундина (скрипка, фортепиано). Когда домовёнок вошёл в зал, там звучала Вторая ре-минорная партита Баха – та самая, фрагмент которой он играл сегодня на мастер-классе. Замерев от восторга, он слушал скрипку. Потом прозвучали две сонаты Изаи, а завершило программу произведение эстонского композитора Арво Пярта «Зеркало в зеркале». Минималистичная музыка погрузила домовёнка в состояние медитации. «Я себя чувствую, как Алиса в Зазеркалье», — почему-то подумал он на последних звуках сочинения.

А в 9 часов вечера в Органном зале состоялся еще один концерт. Там собрался большой состав музыкантов – струнники, духовики и даже клавесинист. «Клавесин, — задумался домовёнок, – значит, сейчас будут играть старинную музыку. Не зря я посещал лекции в Барочной академии».

Он не ошибся. Программа концерта называлась «Совершенство барокко». Совершенна была и музыка, которая там звучала – концерты и квартет Баха и Телемана, и совершенны были исполнители. «С каждым днём здесь становится всё интереснее и интереснее, – подумал Музя, – я даже не могу представить, какие ещё сюрпризы ждут меня в «Летней школе». Он посмотрел на ночное небо, увидел там, как ему показалось, маленькую, но яркую звезду, и счастливо улыбнулся.

Продолжение следует…

Текст: Ангелина Дудикова, Анастасия Петровская

Фото, видео: Dominanta Media Продакшн

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных