«Музя – журналист». Дневник, день 7

Ранним утром, когда в школе почти никого еще не было, Музя прогуливался по главному корпусу. Возле Органного зала он встретил свою знакомую журналистку. Она о чем-то разговаривала с пресс-секретарем Десятилетки.

— Что-то вы сегодня пришли ещё раньше, чем обычно, сказал домовёнок девушкам.

— Сегодня у нас и работы больше, чем обычно. Кстати, ты не мог бы нам помочь? – спросила у Музи журналистка.

— С радостью! А что нужно делать?

— Сегодня я запланировала сделать несколько интервью с педагогами «Летней школы». Хочу узнать, для чего, по их мнению, ребята сюда приходят, и с чем они уезжают отсюда спустя 11 дней. С некоторыми преподавателями я предлагаю поговорить тебе.

— Это большая честь для меня! Конечно, я с удовольствием пообщаюсь с преподавателями!

Чувства гордости и собственной важности переполняли домовёнка. Ещё бы! Ему же доверили такое ответственное дело. К тому же он так сильно хотел со всеми здесь познакомиться и собрать много новой и интересной информации. Он достал свой блокнот – тот самый в который он записывал цитаты педагогов – и отправился выполнять журналистское задание.

Первым он посетил заслуженного артиста России Александра Гиндина. Игра пианиста поразила Музю ещё в первый день «Летней школы», и вот, наконец-то, ему выпал шанс поговорить с музыкантом.

«Александр Шефтельевич Гиндин» – записал Музя у себя в блокноте.

— Как вы думаете, для чего дети приезжают в «Летнюю школу»?

— Всё индивидуально, – услышал он в ответ, – Какие-то ученики приезжают познакомиться с педагогами, что-то подтянуть, кто-то едет сюда за идеями. Здесь же собираются люди со всей страны, из разных учебных заведений, с разными уровнями. Сама идея «Летней школы» подразумевает эту разницу в уровнях. Поэтому и впечатления у всех детей разные. Пожелания и «хотелки», кстати, тоже. И количество знаний в начале и конце курсов у них тоже различно – кто больше сюда приносит, тот больше и уносит. Это правило всегда так работает. Но то, что всех нас объединяет – особенная атмосфера в этом доме. Она здесь совершенно чудесная. Настолько живая, пульсирующая, позитивная – это очень круто!

В прошлые годы дети приезжали на мастер-классы со своими педагогами. Это были очень продуктивные занятия. На них знания и навыки получали и ученики, и учителя что-то я объяснял юному пианисту, а что-то его педагогу. Некоторые вещи ребенку объяснять бессмысленно, потому что рано, а потом они ему понадобятся.

Каждый музыкант приезжает к нам таким, какой он есть. Хуже от времени, проведенного здесь, ему не станет – за это я ручаюсь. А вот насколько ему станет лучше – это зависит уже не только от меня и моих коллег, но и от самого ученика.

Записав ценные мысли Александра Гиндина, Музя направился к другому музыканту – концертмейстеру группы виолончелей Большого театра Борису Лифановскому.

После разговора с ним в блокноте домовёнка появилась следующая запись:

«Борис Игоревич Лифановский»

— Впечатления от «Летней школы» у меня очень хорошие. Дети здесь, конечно, разные. Есть сильные исполнители, есть послабее. И для тех, и для других хорошо, что они могут прийти в Гнесинку и позаниматься с лучшими педагогами. Я бы расширил «Летнюю школу» и добавил к курсам Оркестровую академию (я уже говорил об этом с Михаилом Сергеевичем). Она была бы полезна для детей постарше. В России вообще нет оркестровых академий, и её создание спасло бы ситуацию.

А вообще я очень люблю эти Летние школы – ни одной не пропустил! Педагоги – настоящие профессионалы. Занятий здесь хватает надолго –если запоминать и делать то, что тебе здесь говорят. Неудивительно, что многие приезжают сюда, чтобы в дальнейшем поступать в Гнесинку и там учиться.

Александра Ушакова (флейта), Екатерина Иванова (фортепиано), Леонид Гурьев (корнет-а-пистон)

За разговорами время пролетело незаметно, и уже оставалось всего несколько минут до начала дневного концерта «Под чарующей лаской твоею…». «Какое поэтичное название, – подумал Музя, – наверное, там произойдет что-то необычное». Интуиция его снова не подвела.

В программе была салонная музыка рубежа XIX-XX веков. Выступление музыкантов дополняла акварельная импровизация. Пока со цены звучала музыка, художник Фёдор Усачёв создавал на бумаге свой шедевр.

В завершении концерта только что созданная работа была разыграна между слушателями в зале. «А я думал, что сюрпризов уже не будет», – вспомнил свою вчерашнюю мысль домовёнок.

В перерывах между концертами он решил сделать ещё два интервью. Он помнил о том задании, которое ему поручили, и ни за что на свете не хотел подводить свою знакомую журналистку.

Путь Музи лежал к двум пианистам – Марианне Шалитаевой и профессору Московской консерватории Юрию Мартынову. Ему повезло – он не прошёл и десяти шагов, как увидел их возле выхода из школы. Музыканты о чём-то оживлённо беседовали.

— Скажите, а вам нравится «Летняя школа»? – обратился он к ним, – я, например, в полном восторге от неё!

— Я очень люблю «Летнюю школу», – ответил Юрий Мартынов, здесь очень симпатичная атмосфера, родная и, на мой взгляд, совершенно замечательная. Здесь приятно заниматься с учениками. Ребята милые и очень стараются. Мне всегда радостно, когда я понимаю, что хоть чем-то могу быть им полезным.

И мой тебе совет: обязательно ходи на концерты! Очень важно развивать в себе восприятие музыки со стороны. Даже если тебе что-то не нравится, ты постарайся понять, что именно. И уже потом придумай, что с этим можно сделать. Я считаю, посещение концертов должно быть постоянной практикой. Я и студентов консерватории постоянно туда гоняю. Когда они ещё будут ходить на концерты?

— Я постоянно хожу на концерты, – сказал домовёнок, – и мне всё очень нравится.

— Да, на концерты можно ходить хоть каждый день, – продолжила разговор Марианна Шалитаева, а вот заниматься каждый день – неправильно. Да, ребенку нужно какое-то время, чтобы он захотел учиться и прикладывать какие-то усилия. Через день – это нормально. Дети ведь как размышляют: позанимались на уроке и всё, на сегодня они уже свободны.

Ко мне на мастер-классы приходят как сильные взрослые профессионалы, так и чудесные малыши, с которыми мы пока играем детские песенки. Конечно, чем взрослее дети, тем лучше. Потому что им полезно показать выученную программу разным педагогам, не только своему. Новое свежее впечатление может оказаться очень полезным.

А вообще дети – какие-то совершенно волшебные существа! Это отдых для души. Кстати, сегодня у меня была одна интересная история. Представляешь, папа одной моей ученицы – полицейский, который очень интересуется музыкой. Он сказал, что тоже хочет учиться играть на фортепиано. Это так трогательно!

— Полицейский, который играет на пианино, — это действительно очень трогательно, — улыбнулся домовёнок и побежал в камерный зал «Мансарда» на концерт «Через призму романтизма». «Вот, пожалуйста, бегу на концерт», — вспомнил он совет Юрия Мартынова.

Василий Заболотний

В Мансарде, как всегда, царила своя атмосфера – как на чердаке дома, куда приходишь с чашкой чая и теплым пледом и ненадолго забываешь о ежедневной суете. Здесь выступал Василий Заболотний. Он исполнил фортепианные сочинения знаменитых композиторов-романтиков – Шуберта, Мендельсона, Глинки и Рахманинова.

А после Музя отправился в совершенно удивительный и волшебный, даже неземной, музыкальный мир – в царство арфы. Уже долгие годы в «Гнесинской десятилетке» его возглавляет заслуженный работник культуры РФ, профессор РАМ им. Гнесиных и преподаватель МССМШ им. Гнесиных Мильда Михайловна Агазарян. В школе она ведет класс арфы с 1980 года. «Уверен, что этот человек знает об арфе всё, и, пожалуй, даже больше», – с этой мыслью Музя переступил порог арфового класса.

— Я безумно люблю звучание арфы, – восторженно сказал домовёнок профессору, – расскажите, как вы учите детей играть на столь сложном инструменте?

Я уже не первый год работаю в «Летней школе», и у меня всегда позитивное отношение к этому делу. Много мастер-классов я проводила сама, на многих присутствовала как гость. Знаешь, чем отличается наша «Летняя школа» от других мастер-классов? Большим объемом знаний и времени. Обычно мастер-классы длятся 3-4 дня, редко – неделю. Ребята здесь получают много впечатлений и знаний. Образовательную программу украшает фестиваль концертов. У «Летней школы» есть своя репутация. Здесь педагоги занимаются с полной отдачей – выкачиваем из себя всё, что возможно. 

Детям с разной степенью подготовки мы предоставляем возможность получить такой мощный заряд знаний, впечатлений, энергии, общения, слушания музыки, который они вряд ли получат где-то ещё. Как правило, на протяжении учебного года они все так заняты, что, в лучшем случае, успевают только сделать свои уроки.

А тут – остров в океане, на который можно приехать на 10-11 дней и зарядиться на целый год вперёд. Но это зависит от того, готовы ли ребята заряжаться. К нам приезжают учащиеся с разной степенью подготовки. Правда, в последнее время среди них становится всё большее профессионально ориентированных и мотивированных участников. Раньше они приезжали просто «поглазеть, себя показать».

Как всегда, в моём классе – дети из разных регионов. Только одна москвичка, все остальные – из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга. Каждому хочется помочь, дать какие-то ориентиры, советы. Все же по-разному преподают, особенно арфисты. Конечно, научить человека за неделю всему – это утопия, но дать какие-то знания возможно. Особенно видны результаты у тех, кто приезжает регулярно.  

Учиться тоже надо уметь, это тоже талант. Поэтому успех зависит от двух факторов: один человек хочет отдать, а другой хочет и может взять. Вот если это совпало, то можно говорить о результате. Я всегда очень радуюсь тому, что арфа находится наравне со всеми остальными классическими инструментами, да и не только классическими. Мы постоянно даем концерты, чтобы все слышали, что на арфе можно исполнять не только старинную музыку или романтические пьесы: там от барокко до джаза – всё, пожалуйста!

— Я не представляю, как можно играть на арфе джаз, – не поверил домовёнок.

— А ты приходи на наш сегодняшний концерт и увидишь, что на арфе можно играть и не только такое, – сказала ему Мильда Михайловна.

В семь вечера в Органном зале начинался концерт «Арфа-гала. Сочетания». Музя пришёл заранее – он хотел успеть перед началом поговорить со вторым преподавателем арфы в «Летней школе», Кристиной Рожковой. Он нашёл её за кулисами – арфистка готовилась к выходу на сцену.

— Уделите мне несколько минут вашего времени? – осторожно спросил домовёнок.

— Да, конечно, – приветливо ответила солистка.

— Расскажите немного о ваших уроках в «Летней школе».

У детей только одно ожидание – они хотят научится играть на арфе. Сразу, как только они ко мне приходят, ребята начинают цепляться за струны, доставать из арфы приятные звуки, потому что это такой инструмент, до которого достаточно просто дотронуться, чтобы он красиво зазвучал. И дети сразу думают, что они уже всё умеют. Уже хотят играть концерты.

А уроки у нас проходят по-разному. Есть ученики, которые всё схватывают на лету. К тому же здесь такая атмосфера создана для детей, что они всё впитывают, как губки. Конечно, у нас мало дней для занятий, хотелось бы побольше. Но программа и так очень насыщенная, к вечеру уже ни у кого не остаётся сил.  

Есть и такие дети, которые учатся с нуля. Они приходят, чтобы попробовать поиграть на арфе. Есть у меня и ученики, которые уже где-то учатся и приходят сюда, чтобы подтянуть свой уровень, выучить летнюю программу.

Я думаю, что все участники за время «Летней школы» могут определиться, что им ближе и интереснее, а потом именно этим заниматься серьёзно. Здесь у них есть возможность попробовать себя в разных музыкальных направлениях, например, в барочном. Там, кстати, есть и совсем маленькие участники.

Музя записал в свой блокнот всё, что он услышал, и занял своё место в зрительном зале. Домовёнок увидел «золотую сборную» гнесинских арфистов – звёздный состав, в который вошли победители самых престижных международных конкурсов и солисты ведущих коллективов Москвы. Как и обещала Мильда Михайловна, на концерте арфа предстала в самых необычных сочетаниях – вместе с ней звучали орган, ударные, духовые, и даже электронная музыка.

Ансамбль электроакустических инструментов «QuintElle»  (Василиса, Христиана, Ульяна и Ганна Лущевские)

Впечатлённый этим калейдоскопом созвучий, Музя пошёл собирать остальные интервью. Уже было без пятнадцати девять вечера. За пятнадцать минут он должен был успеть поговорить с двумя музыкантами. А их ещё надо было найти. «Насыщенная жизнь у этих журналистов, – подумал он,  и это я только один день им помогаю. А они так живут постоянно…». Эти размышления продолжались недолго, потому что домовёнок, спускаясь вниз по главной лестнице, встретил Евгения Гречищева.

«Евгений Станиславович Гречищев», записал он.

— Здравствуйте! А вы же здесь ведете джазовое фортепиано, верно? – спросил Музя.

— Да. В «Летней школе» – уже третий год.

— Представляете, сегодня я узнал, что джаз можно играть и на арфе! Кажется невероятным, но это так. Джаз на фортепиано – это, конечно, более привычная музыка. Вы же, наверное, и импровизацией занимаетесь?

Да, конечно. Мы учимся основам импровизации, много внимания уделяем гармонии, разбираемся, как устроена музыка. Всегда можно что-то придумать, чему-то научиться. Какие-то джазовые пьесы мы играем. Многое зависит от уровня подготовки и возраста участников. Среди них, кстати, есть и те, кто учится на эстрадном отделении в школе.

Самое идеальное сочетание, как мне кажется, это уроки академического фортепиано и джаз. В этом случае ребята воспринимают джазовые занятия как нечто свободное и интересное. А сама идея «Летней школы» мне очень нравится.

Концерт уже начинался, а Музя не успел записать ещё одно интервью – с Татьяной Беркуль. Понурив голову, он побрёл на Летнюю сцену. Оказавшись в пространстве Open Air, он осмотрел зрительный зал и улыбнулся: на первом ряду сидела заслуженная артистка России, профессор МГК им. П.И. Чайковского и преподаватель МССМШ им. Гнесиных Татьяна Семёновна Беркуль. «Подойду к ней после концерта», – решил домовёнок и со спокойной душой начал слушать концерт.

Сегодня было 10 августа – одна из самых ожидаемых дат «Летней школы». В центре Москвы на открытой сцене МССМШ им. Гнесиных выступал симфонический оркестр «Летней школы в Гнесинке» под управлением Михаила Хохлова. Солировали лауреаты международных конкурсов, в том числе телевизионных («Щелкунчик» и «Синяя птица»): Мария Корякина (флейта), Дмитрий Мелькумов (гобой) и Елисей Косолапов (скрипка).

Музе очень понравился концерт – он не переставал восхищаться оркестрантами и солистами. После их выступления он подошёл к ребятам и поделился с ними своими впечатлениями. К Елисею подошла Татьяна Семеновна и что-то ему сказала.

— О чём вы говорили? – спросил у него Музя.

— Татьяна Семеновна сказала, что ей понравилось моё выступление. Кстати, так хорошо выступил я благодаря ей — это она помогала мне готовить программу и занималась со мной.

— Значит, это твой преподаватель? Тебе очень повезло! Как бы мне поговорить с твоим педагогом? Мне очень нужно взять у неё интервью.

— Пойдем, я вас познакомлю.

Представив профессору маленького интервьюера, Елисей отошёл в сторону, а домовёнок задал свой главный вопрос:

— Как вы считаете, что даёт «Летняя школа» юным музыкантам?

Очень много, – ответила ему Татьяна Семёновна, дети, которые приезжают из регионов, очень хотят учиться, поэтому для них «Летняя школа» – это, во-первых, возможность услышать мнение профессионалов, а во-вторых, овладеть профессиональными навыками. У них у всех есть огромное желание, но зачастую нет базы. Они привозят только художественную литературу, как я это называю, музыкальный материал. За редчайшим исключением, у детей нет базы ни в левой, ни в правой руке. Поэтому для них «Летняя школа» – это шанс распланировать своё будущее развитие в профессии. Для кого-то это очень хорошее начало.

Я считаю, что у нас достойная «Летняя школа». Она довольно продолжительна. Здесь есть концерты, дети могут играть в оркестре, могут играть сольно с концертмейстером. На всех курсах запланированы отчётные концерты. У меня только позитивное ощущение от «Летней школы» – я в ней преподаю с самого её основания. Наши организаторы обо всём здесь беспокоятся и у них всё под контролем».

«Я всё сделал и всё успел», поздним вечером подумал Музя. У него уже не слушались ни руки, ни ноги, ни голова. Он ещё раз просмотрел свои сегодняшние записи и уставший, но довольный своей работой, отправился на поиски журналистки. Он её нашёл возле главного входа. Она снова о чём-то разговаривала с пресс-секретарём. «Приходят раньше всех, уходят позже всех, подумал домовёнок, может, они вообще тут живут? Непорядок. Нельзя так много работать!». Он отдал записанные интервью и поблагодарил за возможность попробовать себя в качестве журналиста, но предупредил, что ещё один такой марафон он не выдержит.

«А ведь уже прошло больше половины «Летней школы», с грустью подумал он уже в кровати. Не хочу, чтобы она так быстро заканчивалась».

Продолжение следует…

Текст: Ангелина Дудикова, Анастасия Петровская

Фото, видео: Dominanta Media Продакшн

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных