«До конца Летней школы оставалось два дня…». Дневники, день 9

Уже через два дня состоится Гала-концерт II Музыкального фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке», а вместе с ним наступит заключительный день «Летней школы». Кстати, Музя нашёл свой маховик времени – он достал его из своего узелка сразу, как пришел в Гнесинку ещё весной, спрятал магическое устройство в самый дальний угол музейной комнаты, а потом забыл про него. «Значит, я смогу везде побывать», – счастливо улыбнувшись, подумал домовёнок и отправился на репетицию Сводного симфонического оркестра.

Музыканты проигрывали уже «давно» выученные партии, а дирижёр Михаил Хохлов вносил последние штрихи. В этом году для гостей фестиваля подготовили неожиданный сюрприз. Академическую программу –фортепианный концерт Клары Шуман и симфонию Антонина Дворжака «Из Нового Света» – решили дополнить диджеингом. Важной частью вечера станет перформанс, который готовят оркестранты вместе с курганским диджеем Ильёй Федотовым (DJ First). Что там будет – пока секрет. «Вот это да! – подумал Музя, когда узнал программу, – чудеса произойдут даже в самый последний день!».

Этим летом на закрытие «GNESSIN AIR» пригласили двух солистов (приглашённые на гала-концерт музыканты – традиция фестиваля): Илью Федотова и российскую пианистку, лауреата международных конкурсов Варвару Кутузову. Эту юную исполнительницу Музя увидел за роялем во время репетиции. Она очень понравилась домовёнку, и он непременно захотел с ней поговорить.

— Как красиво вы играете! – сделал он комплимент пианистке, – вы уже готовы к финальному концерту?

— Готовимся. Сегодня мы уже репетировали второй раз. Года два назад у нас возникла идея сыграть концерт Клары Шуман с Михаилом Сергеевичем и симфоническим оркестром в рамках «Летней школы». Из-за пандемии всё отложилось, а этом году мы снова вернулись к этой идее. Я очень люблю романтическую музыку. Для меня очень трепетно играть с коллегами моего возраста. Половину ребят я знаю, так как мы вместе учились. Я играла со многими оркестрами, но здесь ответственности больше. Еще мне было интересно сыграть со своим педагогом. Это классно. Михаил Сергеевич знает, куда я могу пойти, куда меня может повести.

Первая репетиция была рабочая, чтобы оркестр понял и прочувствовал эту музыку, потому что в России концерт Клары Шуман не так популярен. Для меня большое счастье, что на закрытии мы будем играть именно этот концерт, все-таки не самый ординарный выбор! Так что я рада, что Михаил Сергеевич загорелся и одобрил эту идею. Классно, что в каждой группе оркестрантов сидят маститые педагоги, которые преподают в «Летней школе», оркестр так интересно собран, все при этом на равных, все друг друга поддерживают. Это очень вдохновляет.

— Я бы ещё очень хотел поговорить с диджеем. Вы не знаете, где я могу его найти? – спросил домовёнок Варю.

— Боюсь, он уже ушёл. Но ты можешь подойти к нему завтра – мы снова будем здесь репетировать. А сегодня ты можешь пообщаться с нашим дирижёром – Михаилом Сергеевичем Хохловым.

— Я только за! Ещё ни разу с ним не разговаривал.

После репетиции Музя подошёл к директору Школы им. Гнесиных и сказал: «Мне даже не хватит слов, чтобы описать, как сильно мне нравится всё, что вы здесь придумали и организовали! А что вы думаете об участниках «Летней школы?»

— Мне очень приятно, что летом, когда все хотят отдыхать и расслабляться, наши молодые музыканты, наоборот, приходят сюда и работают над своим мастерством. Они хотят поучаствовать во всех мероприятиях, которые тут проходят: в мастер-классах с известными педагогами, в репетициях камерных ансамблей и в оркестровых встречах. Мне кажется, эти люди точно знают, чего они хотят от жизни и кем станут в будущем. Поэтому они не теряют времени даром. Наши студенты умеют и отдыхать, и работать. Они нацелены, настроены на своё будущее, и они очень сильно хотят владеть своей профессией и быть в ней лучшими.

После приятной беседы Музя направился к самым маленьким участникам «Летней школы» – группе творческого развития «Юные гнесинцы». У средней группы сегодня проходила викторина. Когда домовёнок пришёл на открытую сцену, то увидел, как они, разбившись на группы, сидели небольшими кружками. «Писал ли Прокофьев оперы?» – услышал он вопрос, который задали игрокам. «Какой сложный вопрос, – подумал Музя, – я не знаю, писал ли он оперы… Интересно, а «Петя и волк» – это опера?» (это было одно из любимых произведений Музи). «Вряд ли, – сам себе ответил он, – там же не поют, а в опере должны петь». Он попытался правильно ответить ещё на несколько вопросов, но быстро понял, что ему ещё очень многому надо научиться. «Какие умные эти ребята, если так много знают… Ничего, – успокоил он себя, – у меня будет целый год до следующей «Летней школы». За это время я столько всего выучу, что займу в этой викторине первое место!»

В три часа началась презентация дисков трио фаготов солистов оркестра Мариинского театра и Российского национального оркестра. Музя уже сидел в Органном зале. «Какие большие инструменты! – восхитился он, увидев фаготы в руках музыкантов. – И звучат они гораздо ниже других деревянных духовых». Родион Толмачев, Руслан Мамедов и Андрей Шамиданов представляли программу The Kings of Bassoon Trio. В ней прозвучали сочинения композиторов от барокко до XX века.

Пока у домовёнка было немного свободного времени перед следующим концертом, он решил побродить по корпусам школы и поболтать со своими друзьями – ведь за это время успел подружиться почти со всеми. «А, может быть, ещё и с кем-то новым познакомлюсь», – с этой мыслью он вышел из концертного зала.

Переходя из одного корпуса в другой, Музя встретил Кирилла Солдатова – одного из преподавателей «Летней школы». С 2014 года Кирилл ведёт класс трубы в МССМШ им. Гнесиных, а ещё является солистом Национального филармонического оркестра России и участником Брасс-квинтета НФОР. «С ним я ещё не знаком», – подумал домовёнок, – и обратился к музыканту:

— Как вам «Летняя школа»?

— Ты знаешь, это всегда праздник! И, конечно, огромная польза и для родителей, и для детей. Здесь всегда дружественная атмосфера. Это такие летние встречи молодых талантливых исполнителей. Учитывая, что скоро наступит новый учебный год, это ещё и момент вдохновения для ребят. У них остается время до конца лета, чтобы что-то доработать, проанализировать мысли, которые у них появился за время школы.

Вдохнуть эту музыкальную жизнь – важно. Помимо мастер-классов тут же еще много всего происходит. За одиннадцать дней участники получают такой багаж знаний и опыта, который не каждый соберет и за два года. В этом-то и заключается идея «Летней школы». Это место, где у всех всегда прекрасное настроение, светит солнышко и хорошая погода. Очень много событий происходит на открытом воздухе. Ещё и в самом центре нашего любимого города.

— А как у вас занятия проходят?

— Мы занимаемся репертуаром, который задали ребятам по специальности – отрабатываем каждый элемент. Плюс, участники общаются друг с другом. Их объединяют оркестры, ансамбли – весь этот музыкальный мир. Хоть и я за то, чтобы дети отдыхали как можно больше, мне всё равно приятно видеть их рвение к искусству. И я хочу отвечать им взаимностью. Представляешь, они приходят в класс со счастливыми глазами! Естественно, мне хочется соответствовать их ожиданиям и выполнять их желания.

«Какие здесь вдохновлённые преподаватели, – думал Музя, возвращаясь в Органный зал, – и сколько у них энергии! Они заряжают своими эмоциями учеников, а детям ещё больше хочется играть и развиваться». Домовёнок спешил на вечерний концерт «Посвящение». На сцене выступал лауреат международных конкурсов Олег Худяков. В его исполнении прозвучали Четыре скерцо Шопена и «Крейслериана» Шумана. «Какая красивая музыка!» – сказал Музя после концерта сидевшему рядом с ним зрителю.

Оставалось несколько минут до начала следующей программы, и домовёнок пошёл на Летнюю сцену. Там он увидел Владимира Кознова и, решив, что сейчас самое подходящее время для разговора, Музя подошёл к саксофонисту.

— Скажите, а вы здесь впервые, как и я?

— Меня впервые пригласили преподавать Гнесинской «Летней школе». Для меня это необычный опыт. Здесь очень много ребят из разных городов, но я ещё и своих учеников пригласил сюда – предложил им провести август с творчеством, музыкой и саксофоном. Один из них попал в группу «Юные гнесинцы». У них там полноценный летний лагерь, где они каждый день с утра до вечера занимаются разными творческими активностями.

— А остальные ваши ученики?

— Остальные ребята приехали сюда оттачивать своё мастерство. Я их загружаю полезной (по их меркам и возможностям) и интересной программой. Так что мы создаем некоторый задел по специальности на будущий учебный год. Это здорово, потому что когда я сам был в их возрасте, то в конце мая закидывал дудку на полку, а потом доставал её только в конце лета.

Я считаю, что это гениальная идея – проводить «Летнюю школу» именно в августе, потому что ребята в сентябре приходят в каком-то более-менее натренированном состоянии. Ведь игра на духовых инструментах требует очень больших физических усилий.

— А как вам духовой оркестр?

— Я не перестаю восхищаться ребятами, которые в нём участвуют. Не все из них имели оркестровую практику, поэтому и боялись туда записаться. Для этого ведь нужен колоссальный опыт. В любом случае, не все мы станем гениальными солистами – особенно на классическом саксофоне. Нас не ждут и в симфонических и камерных оркестрах. А у нас какие варианты? Можно стать либо солистом, либо камерным исполнителем, либо участником духового оркестра. Так что оркестровая практика – это то занятие, которое очень важно и необходимо в юном возрасте.

Этот день завершала программа Reflections Duo. Её авторы – Ольга Олейникова и Николай Добкин – в своем творчестве сочетают рок, поп, фолк, джаз и многие другие направления, разрушая принятые границы жанров. «Что-то интересное, яркое и очень энергичное будет сейчас», – подумал Музя и расположился на свободном кресле, в предвкушении ожидая этот многожанровый музыкальный коктейль.

Продолжение следует…

Текст: Ангелина Дудикова, Анастасия Петровская

Фото, видео: Dominanta Media Продакшн

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных