«Путешествие во времени». Дневники, день 10

«Сегодня день концертов», – проснувшись, подумал Музя. Он достал свой маховик времени и начал собираться. Помимо вечерних концертов сегодня была запланирована серия отчётных выступлений, среди которых был и долгожданный концерт участников «Летней школы». Домовёнок перестал волноваться о том, что никуда не успевает – с маховиком он легко перемещался во времени и ничего не пропускал.

Первым делом он отправился на отчётный концерт Творческой мастерской ударных инструментов Percarus Duo в класс ударных инструментов. Он решил подтвердить (а может быть и опровергнуть) своё предположение о том, что шум – это музыка.

По дороге он встретил девочку, которая выступала на одном из концертов фестиваля Gnessin Air. Это была Арина Соколова – певица и лауреат всевозможных конкурсов. «Как тебе «Летняя школа»?», – спросил у неё домовёнок. «Мне очень понравилось здесь выступать, – с воодушевлением ответила ему девочка, – здесь хорошая атмосфера, и зрители меня очень поддерживали. Организаторы фестивали попросили меня рассказать о себе, прямо со сцены, и я с удовольствием это сделала». «Вы чудесно выступили!», – восхитился юной солисткой Музя.

— А чем тебе запомнилось это лето? – он обратился к стоящей неподалёку участнице «Летней школы».

— Здесь очень классные педагоги! А ещё хорошие инструменты, которые красиво звучат. Ну ты и сам, наверное, заметил, что школа очень красивая и уютная. В «Летней школе» я первый раз. Знаешь, чего мне постоянно хочется? Рассматривать всё, что тут есть, как в музее. Видел, какой тут красивый зал? Я ходила на фортепианные занятия к директору школы Михаилу Сергеевичу Хохлову. Он требовательный и, в тоже время, добрый. Он мне рассказывал о разных нюансах, при использовании которых звучание инструмента становится изящнее. Мы вообще много беседовали на уроках. Для меня это что-то новое.

Отчетный концерт класса профессора М.М. Агазарян

Поболтав с ребятами, домовенок пробрался в царство ударных, где было очень сложно найти свободное место (Музе повезло, что он невысокого роста) и приготовился слушать музыкантов. «Шум – это и правда музыка», – окончательно убедился домовенок после выступлений.

Достав свой маховик, он переместился в Мансарду, на отчётный концерт студентов класса профессора Татьяны Семеновны Беркуль – той самой, чей ученик блестяще выступил вместе со сводным симфоническим оркестром несколько дней назад. «Интересно, – подумал Музя, – а Елисей там будет выступать? Мне бы очень хотелось его послушать».

Отчетный концерт класса профессора Т.С. Беркуль

В ожидании начала выступлений он решил расспросить ребят, которые тут собрались, об их впечатлениях за эти 11 дней. Среди детей он увидел участников дирижёрского курса Александраса Шимелиса.

— Расскажите, вам понравилось дирижировать? Чему вы научились за это время?

— Я сама не оркестрант, – ответила ему Настя, – а пианистка. Представляешь, я никогда не сидела в оркестре и никогда не вникала в их работу. Но это так интересно за всем следить, регулировать игру музыкантов.

— Мне тоже было любопытно прийти на этот предмет, – подхватил разговор Рустем, хотя я тоже пианист и в оркестре никогда не сидел. Большинство моих друзей – оркестранты. Когда они обсуждают какие-то свои оркестровые вещи, я ничего не понимаю. А мне всегда хотелось узнать, каково это – играть в оркестре. И вот, наконец-то, я это понял. Следить за нотами очень интересно. Я узнал, что означает «ауфтакт».

— А что это? – заинтересовался новым словом Музя.

— Это дирижёрский жест взмах, который предшествуют началу музыки. И вообще, жест – это главный инструмент дирижёра. Динамику и другие вещи, которые инструменталисты обычно делают пальцами, он показывает жестами. Через жесты он выражает душу и эмоции, жестами создаёт музыку.

— И я пришел, чтобы попробовать себя на месте дирижера, – к диалогу подключился третий участник, Егор, – я играю на флейте. Часто во время игры на своем инструменте я представляю себе звучание оркестра.

«Какие тут интересные дети! – подумал домовёнок, – они столько всего знают и умеют… А сколько всего ещё они хотят узнать… Уверен, что из каждого из них вырастет великолепный музыкант!». Тут Музя вспомнил, что ему надо успеть на репетицию симфонического оркестра – он же вчера не успел поговорить с диджеем. Он вообще никогда раньше не разговаривал с диджеями. Домовёнок достал маховик времени, и уже через мгновение был на генеральном прогоне.

Он дождался перерыва и с любопытством подошёл к Илье Федотову.

— А что вы такое интересное готовите на гала-концерт? – спросил Музя.

— Сейчас мы выбираем, какие у нас будут произведения. А писать партитуры под оркестр я уже буду в электронном формате. Так что в скором времени мы с оркестром покажем это всё публике в лучшем свете. Раскрывать подробности не буду, но скажу, что это самая известная классика. Во время работы даже мурашки проходят по коже. Это будет очень круто.

— Вам было сложно решиться на такой эксперимент?

— Когда я только ехал сюда, уже знал, что Гнесинка – это мировой академический (!) уровень. Это уважаемое и известное учебное заведение. Поэтому я думал, что мне будет очень тяжело вливаться в эту академическую среду. Но многие ребята просто балдеют от нашей совместной работы. Я с ними познакомился, и мы много общаемся. Они очень классные!

— А как ваши репетиции проходили?

— Я заранее отправлял партитуры, и они играли без меня. Потом, когда я к ним присоединился, уже начали сыгрываться вместе. Первая, вторая, третья, четвертая репетиции, и мы – уже готовый симбиоз. Недавний опыт в выступления с «Гнесинскими виртуозами» в парке Зарядье показал, что у нас круто получается!

— До чего же это всё интересно! – воскликнул домовёнок и отправился опять в путешествие по времени. Следующей его остановкой снова была Мансарда, в которой проходил отчётный концерт «Мастерской флейты Ольги Ивушейковой». В одни из первых дней школы этот инструмент поразил Музю своим многогранным звучанием. «Интересно, – вспомнил тот урок домовёнок, – а на этом концерте флейта будет петь как птичка или шуметь как реактивный свисток?».

Отчетный концерт «Мастерской флейты Ольги Ивушейковой»

От этих размышлений его отвлёк мальчик, который был на уроке композиции в тот день, когда домовёнок общался с Антоном Прищепой. Его звали Саша.

— Не ожидал тебя здесь увидеть, – сказал Музе юный композитор.

— Почему же? Я не пропускаю здесь ни одного мероприятия.

— Но как тебе это удаётся? Многие события проходят параллельно друг с другом! – не поверил Саша его словам.

— Смотри, что у меня есть, – домовёнок загадочно улыбнулся и показал ему свой маховик времени, – только никому об этом не говори. Это страшный секрет!

— А можно мне тоже попробовать вернуться в прошлое или отправиться в будущее?

— У тебя не получится это сделать. Это устройство не работает с людьми – только с домовыми.

— Жаль, – вздохнул Саша, – а то я бы тоже посетил всё то, что не успел.

— Вижу, тебе нравится «Летняя школа».

Да. У меня только хорошие впечатления. Здесь всё здорово организовано. Педагоги очень приветливые. Я немного сочиняю – просто для себя. Вот я и пришел в «Летнюю школу», чтобы усовершенствовать свои произведения. Я играю на фаготе. А сюда пришёл учиться тому, о чём не рассказывают в обычных школах.

Отчетный концерт участников «Летней школы»

«Так, ещё большой общий концерт всех участников, – сказал себе Музя и переключил маховик, – уж здесь-то я увижу очень много своих новых друзей. Он не ошибся. В органном зале собрались все – дети, педагоги, родители. Они шутили, смеялись разговаривали и вспоминали эти несколько полных впечатлений летних дней.

Отчетный концерт участников «Летней школы»

— Для меня вообще приятно возвращаться в Гнесинку, – услышал он чей-то разговор, – в Москву на лето. Я возвращаюсь к друзьям, играю в духовом и симфоническом оркестрах. Тем более концерт! Это, между прочим, мой первый концерт с 2019 года! Для меня это волнительно. Я много к нему готовился.  Я рад, что нашёл общий язык с прекрасными Стефанидой и Ритой. У нас, конечно, не всё получалось на репетициях, но на концерте, я уверен, мы справимся. Публика будет рада!

— Да, мне тоже очень приятно возвращаться в свою родную школу – согласилась с ним Рита, — к своим педагогам, в родные залы. Атмосфера Гнесинки незаменима. Страшно, конечно, выступать, но ты чувствуешь, что это твоё родное. И это помогает. Так что впечатления только позитивные.

«Теперь на концерт духовых инструментов», – сказал маховику домовёнок, и прибыл на концерт «REARRANGED в компании с гобоем, кларнетом и фаготом». Любимая всеми классика звучала в переложении для духовых инструментов. «О том же, но не так же!» – таков был девиз концертной программы.

Ну, а итогом этого дня стал ночной open air Большого джазового оркестра под управлением Петра Востокова. В его составе – почти весь авангард московской джазовой сцены: солисты ведущих биг-бэндов Москвы, лауреаты российских и международных джазовых конкурсов и фестивалей. Своё выступление музыканты посвятили столетию российского джаза. Они радовали публику музыкой Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Исаака Дунаевского, Олега Лундстрема и других композиторов, а ещё исполнили оригинальную партитуру джаз-сюиты Дмитрия Шостаковича.

«Ничего невозможного нет, – размышлял домовёнок перед сном, – стоит только захотеть, и можно всё успеть и всё сделать». Он быстро уснул и даже не успел подумать о том, что будет происходить в «Летней школе» в последний день. А там будет столько всего! Но об этом Музя узнает только завтра.

Продолжение следует…

Текст: Ангелина Дудикова, Анастасия Петровская

Фото, видео: Dominanta Media Продакшн

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2022 МССМШ им. Гнесиных