«Там, где хорошо…». Дневник 2023, день 1

НовостиКомментарии к записи «Там, где хорошо…». Дневник 2023, день 1 отключены

В последний тихий вечер перед началом летних занятий Михаил Сергеевич Хохлов, директор знаменитой «Гнесинской десятилетки», обходил любимую школу – проверить всё ли на своих местах. Уже утром здесь будут дети, к их приходу всё готово. «Какой замечательной была прошлая “Летняя школа”! Как много знаний, опыта и знакомств она принесла юным музыкантам и их наставникам!» – размышлял Михаил Сергеевич, проходя мимо рояля на втором этаже. – «В этот раз мы снова задумали много интересного и приложим все усилия, чтобы всё получилось».

Инструменты настроены, в классах и концертных залах полный порядок, приглашены талантливые преподаватели, расписание занятий составлено и программы концертов уже давно известны, но… чего-то не хватает…

Директор зашел в Музейную комнату, где среди фотографий знаменитой музыкальной семьи Гнесиных и других предметов стоит дисклавир. В прошлом году в нем поселился загадочный житель, который внезапно исчез сразу после окончания занятий «Летней школы».

«Дорогой Музя, о тебе ничего не слышно целый год. Ты ушел так по-английски», – мысленно упрекнул его Михаил Сергеевич. Никто об этом не знал, но он скучал по домовёнку. Ведь все ученики школы – талантливые ребята, успехами которых он гордится. Даже если они взъерошенные, волшебные и живут в музыкальных инструментах. Главное, что они любят музыку и хотят её узнавать.

Подойдя ближе к дисклавиру, Михаил Сергеевич увидел разбросанные листы бумаги. Подумав, что это ноты, оставшиеся после учебного года, он поднял их и понял, что это письма. Хотя ноты в них тоже кто-то вписал. Конверт отсутствовал, бумага была не новая, местами даже мятая и рваная.

Читать чужие письма, как известно, совершенно неприлично. Поэтому Михаил Сергеевич решил их сохранить и передать при случае адресату (конечно же, когда тот найдется). Но как же это всё загадочно…

Где же был наш Музя? Это очень хороший вопрос. Особенно, когда речь идёт о таком таинственном существе. Наш знакомый, обладатель маленькой скрипки и страстный любитель музыки, не пользуется самолетами, когда путешествует. (Опытные музыканты поймут его, ведь провести скрипку через таможенные границы, как и любой другой инструмент, – довольно хлопотное мероприятие). У него есть кое-что очень редкое и волшебное – маховик времени. С его помощью можно не опаздывать на уроки, посещать все-все концерты в пятничный московский вечер и путешествовать.

Прошлым летом, вдохновившись занятиями и в Барочной академии, и в оркестре, после стольких концертов классики и джаза, Музя решил странствовать. Впечатлений скопилось так много, что продолжать жить в дисклавире оказалось невозможно. Наш смелый домовенок отправился в путешествия по разным эпохам!

Тут ему можно немного позавидовать. Музя побывал в Англии, куда только что прибыл на корабле знаменитый композитор Йозеф Гайдн. В самых лучших итальянских театрах смотрел восхитительные оперы Джузеппе Верди, слушал знаменитые импровизации Иоганна Себастьяна Баха, видел ораторские выступления афинянина Демосфена, заглянул в Америку, где знаменитые трубачи и саксофонисты играли джаз.

В тот вечер, когда Михаил Сергеевич вспоминал о Музе, тот был во дворце одного из самых знаменитых французских королей – Людовика XIV. Бал был великолепен: прекрасные дамы и обходительные кавалеры, музыка и танцы. «Как мне это знакомо», – подумал Музя. – «Я уже учился этим танцам!»

Курс барочных танцев Натальи Кайдановской

То, что необычный гость весьма хорош в курантах, менуэтах и гавотах, заметили придворные. Один герцог даже не удержался и спросил у домовенка кто он. «Я музыкант» – отвечал Музя. В тот же момент его куда-то повели. В блеске золота, парчи и драгоценных камней, в галерее вдоль дворцовых стен, расположились оркестранты. Ими руководил Жан-Батист Люлли. Музю представили знаменитому композитору и предложили прослушаться в его оркестр. Люлли даже готов был взять 25-го музыканта в состав королевских скрипок. Но случилось ужасное. В таком огромном дворце пропала маленькая скрипка. Музя оказался в неловком положении и совершенно не знал, что делать. Гости продолжили веселиться, а домовенок, не найдя свою скрипку, решил затеряться в толпе.

Размышляя о том, как ему быть дальше, домовенок вспомнил про «Летнюю школу в Гнесинке». «Я так скучаю по своим друзьям, по преподавателям. Может быть, они дадут мне совет?» – подумал несчастный Музя. И твердо решил, что утром он обязательно вернется в Москву. Именно так он и поступил. К счастью, это был первый день восьмой «Летней школы».

«Пятый, третий, второй, четвертый» – в одном из классов шел урок фортепиано, там проставляли аппликатуру. В коридорах звучала скрипка. Вовсю шумели «Юные гнесинцы». «Кажется, в этот раз их стало больше», – удивился Музя.

В знакомых коридорах-лабиринтах было светло. Наш домовенок даже не подозревал, как сильно он скучал по этим стенам. Щекочущее любопытство заиграло в нем, и Музя зашел в класс.

Первое, что он увидел – узоры, записанные маленькими нотами. Это таблица орнаментов, которыми пользуются исполнители барочной музыки. Знакомое лицо! Профессор Ольга Викторовна Мартынова рассказывала о клавесине. Но неужели ее слушатели – юные музыканты, которые учились здесь раньше, так выросли? Музя был уверен, что прошел только год, за который они не могли так измениться. Домовенок стал вникать в разговор и услышал о строении клавесина, узнал о резонирующих конструкциях инструмента. Слушатели угадывали для чего каждая из них предназначена и почему была изготовлена определенным образом.

«Это же профессионалы!» – осенило Музю. Он не ошибся, действительно, преподаватели из разных городов и стран приехали узнавать новое на специальных курсах повышения квалификации. Домовенок понял, что оказался в правильном месте. Здесь он может научиться играть ещё на каком-нибудь музыкальном инструменте, который точно не потеряется в разгар бала.

Но что это за чарующие звуки? Они были слышны из органного зала. Какая нежная музыка! От удовольствия сердце Музи забилось чаще. Звучали полонез, мазурка, вальс. Их виртуозно играл скрипач Михаил Усов. Совсем недавно он участвовал в серьезном состязании – XVII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. Кажется, весь город пришел его слушать. Зал был полон, Музе пришлось поискать себе местечко.

Концерт произвел на домовенка большое впечатление, он забыл о всех своих печалях. В такой прекрасный летний вечер не хватало только музыки под открытым небом. Спускаясь, Музя увидел афишу вечернего концерта «Tango en Vivo». «Танцы! Это я люблю», – обрадовался домовенок и поспешил на Летнюю сцену. Музя услышал различные варианты танго: оригинальные сочинения и известные произведения, обработанные в этом стиле. Как оказалось, целый вечер можно посвятить только этому жанру.

Наш домовенок все ближе и ближе подходил к музыкантам. Даже когда концерт закончился, уходить совсем не хотелось. Контрабасист Глеб Изотов заботливо собирал свой инструмент. Музя не смог упустить такой шанс и спросил: «Вы, наверное, постигали искусство танго в Аргентине?»

— Нет, я учился здесь. В Гнесинке я как дома. Мне радостно, что есть возможность показать ученикам школы, что есть не только классическая музыка, которую можно играть.

Музя был поражен. Несмотря на путешествия, знакомства и другие яркие события, которые происходили с ним за последний год, такого насыщенного дня у него уже давно не было. Домовенок решил отдохнуть, ведь впереди его ждут еще десять волшебный дней.

 

Продолжение следует…

Текст: Ксения Терентьева, Анастасия Петровская

Фото: Dominanta media

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных