«Оркестровые трудности». Дневник 2023, день 2

НовостиКомментарии к записи «Оркестровые трудности». Дневник 2023, день 2 отключены

«2-46-48-1-116-143-20!!!»

– Это что, номер телефона? – возмутился от громких голосов Музя, проснувшись утром. Номер выразительно повторили, а дальше рассыпался смех. – Они что, звонят людям и разыгрывают их?

Домовенок вылез из дисклавира и обнаружил себя занятии по ораторскому мастерству у Дмитрия Смирнова. Ребята работали над силой голоса и выразительностью своей речи. Никто и не думал звонить с розыгрышами, ведь людям не нравится, когда незнакомцы отвлекают их телефонными звонками. Преподаватель предложил участникам новое задание: признаться в любви апельсинам. Сначала все это делали нежно и трепетно, а затем нужно было говорить со стеснением или даже с отвращением. Последнее Музе удалось без труда, ведь он не любит апельсины, он любит музыку.

Музя увидел ребят, с которыми познакомился в прошлой «Летней школе», и решил пойти с ними еще на одно занятие. Преподаватель барочного танца Наталья Кайдановская показывала менуэтный шаг. И все, кто пришел на занятие, повторяли за ней движения: кисти их рук парили, движения стремились вверх, а каждый шаг сопровождался приседанием или небольшим прыжком.

Потанцевав, Музя решил поискать других своих друзей. Он вышел во двор школы и встретил там детей из группы творческого развития «Юные гнесинцы», которые рисовали на асфальте ноты, скрипичные ключи… скрипичные… Тут Музя вспомнил, что его скрипка исчезла, а он так и не решил, как ему быть дальше. Он спросил у ребят на чем они играют, на что те ответили, что пока еще не выбрали инструмент. Внимательные воспитатели, услышав их разговор, предложили Музе пойти на слушание музыки, где как раз будут знакомиться с разными инструментами. «Как замечательно!» – подумал домовенок. – «Так я не упущу ни одного музыкального инструмента и обязательно выберу себе самый интересный».

На слушании музыки Музя с закрытыми глазами представлял себе разные образы. Это были леса, цветы, сказочные сюжеты… Однако домовенку становилось все труднее и труднее, ведь в таком многообразии звуков и тембров хочется уметь играть сразу на всех инструментах. Затем «Юным гнесинцам» предложили посмотреть симфоническую сказку «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Композитор написал оркестровое произведение, где музыкальные инструменты изображают героев сказки: кларнет – кошку, гобой – утку, а флейта – птичку, и так абсолютно всех. Музе очень понравилась такая идея, а особенно изображение птиц, поэтому он решил сходить на занятия, где учат играть на духовых инструментах.

 

На лекции Станислава Ярошевского – солиста-регулятора группы флейт оркестра Большого театра России – говорили об оркестровых буднях и проблемах, которые флейтисты решают каждый день. Станислав рассказал о конкурсах и прослушиваниях в коллективы и о том, что есть целые сборники «Оркестровых трудностей». Оркестровые трудности – новый и очень полезный курс для флейтистов, который появился в «Летней школе» в этом году.

Хотя Музя отметил для себя флейту-пикколо, которая всегда выделяется в оркестре, имеет звонкий и высокий звук, домовенок сомневался: «у меня проблема размером с оркестр! Как же выбрать на чем играть, когда все инструменты такие волшебные, но со своими трудностями?»

В своих раздумьях он ходил по коридорам школы и увидел множество людей, которые куда-то спешили. Музя заинтересовался и последовал за ними. Начинался мастер-класс по ударным инструментам Владимира Терехова.

«Палочки для маримбы в каждой руке берутся зеркально. Внешняя палочка лежит на внутренней. Внутренняя смотрит на исполнителя», – показывал преподаватель. Музя поспешил найти себе место (а их почти не было) и взять в свои руки палочки. У него было стойкое ощущение, что, когда он взмахивал ими в воздухе, кроме кварт могло случиться любое волшебство. После такой практики Музя еще больше задумался о выборе инструмента. Домовенок мечтал, чтобы ему подсказали или посоветовали, что выбрать.

В завершении дня Музя вместе с другими участниками занятий изучал афиши, сегодня будет еще два замечательных концерта.

Едва не опоздав, домовенок прибежал в Органный зал. Ольга Мартынова играла на клавесине барочную программу. И хотя программа была посвящена двум великим музыкантам – Иоганну Себастьяну Баху и Франсуа Куперену, больше всех Музе понравилось сочинение Рамо, исполненное на бис. Он представлял себе красивейшие архитектурные строения в немецком стиле – о них еще в первый день «Летней школы» подробно рассказывал на своей лекции музыкальный журналист Сергей Евдокимов.

Второй концерт был логичным продолжением первого. Музыканты решили соединить барокко и джаз. Здесь были известные исполнители старинной и джазовой музыки: Евгений и Ася Гречищевы, Филипп Нодель, Тимур Некрасов, Екатерина Коломина, Сергей Васильев и Давид Ткебучава. Ася Гречищева играла на необычном старинном инструменте, привлекшем внимание любопытного домовенка – теорбе. Музя понял, что такие разные стили музыки очень близки, ведь, если хорошенько подумать, барокко и джаз – одно и то же. Музыканты играли барочную мелодию, а потом импровизировали, продолжая развивать ее в джазовом стиле. Это звучало очень хорошо и современно!

Довольный Музя пошел искать себе место для отдыха, чтобы набраться сил для следующих дней. Прошлую ночь он провел в дисклавире, в котором совершенно неудобно спать. В этот раз он решил остаться в классе ударных инструментов, чтобы еще поиграть волшебные кварты.

Стрелка часов приближалась к полуночи, а игривый летний ветерок гулял по улицам города. Вот и здание школы, уютно освященное фонарями. Сможет ли ветерок попасть внутрь? Казалось, что всё заперто, как вдруг окно в кабинете директора распахнулось, и ветерок ворвался туда. Кружась по комнате, заглядывая в каждую щель, поднимая в воздух ноты и документы, ветерок обнаружил какие-то необычные листы бумаги, которые отличались от других. Какие-то пожелтевшие, исписанные, точно замаранные, они даже были местами порваны. На одном из них было написано:

«Марк Фабий Квинтилиан считал: если слишком старательно… ищешь, можно все испортить. Уильям Шекспир был уверен, что чем меньше …, тем больше вес. Владимир Даль говорил, что …  – первое свидетельство разумной жизни».

 

Продолжение следует…

 

Текст: Ксения Терентьева, Анастасия Петровская

Фото, видео: Dominanta media

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных