«Правильно подобранное…» Дневник 2023, день 3

НовостиКомментарии к записи «Правильно подобранное…» Дневник 2023, день 3 отключены

Утром домовенок понял, что заниматься в классе ударных инструментов прекрасно, а вот для сна он совершенно не приспособлен, и, потянувшись, отправился на поиски новых впечатлений. В коридорах родители провожали многих ребят на занятия, а преподаватели их радостно приветствовали. Музе становилось от этого тепло на душе.

«Наверное, очень непросто быть родителем», – подумал он. – «Я бы не смог вставать каждый день так рано по утрам и водить кого-то в школу». Родители и педагоги довольно часто попадались ему на занятиях. Например, вчера он был в Гобойной мастерской, где прошла целая встреча для родителей с гобоистом и автором книг Владимиром Зисманом. Всё было так серьезно, что речь зашла даже о выборе консерватории. Домовенок понял, что родители очень переживают за своих талантливых детей и хотят их всячески поддержать.

После этой беседы взрослые делились своими впечатлениями:

– Мы здесь впервые и очень рады попасть в такую творческую среду. Мой ребенок здесь сможет лучше понять профессию музыканта. Как работать над произведениями, находиться в большом потоке информации, какие нужно воспитывать в себе навыки. Здесь преподаватели – действующие музыканты, которые щедро делятся опытом. Теперь мы будем ждать «Зимнюю школу», «Осеннюю» и «Весеннюю»!

– И мы с ребенком здесь тоже впервые! Здесь так всё красиво, звучит замечательная музыка. Мне хочется, чтобы занятия музыкой приносили радость. Когда мы собирались сюда, было волнение, даже страх, что тут серьезный подход и будет сложно. Но потом стало понятно, что это, прежде всего, интересно. Еще только первые дни, а мой ребенок уже выпрямился. Очень важен настрой. Я жду, что ребенок раскроется, освободится и играть будет легко, пусть даже с ошибками. Ведь не в них дело. Даже гамму можно играть с пониманием, как и зачем это нужно.

– Мои дочери уже были здесь. Мы всегда ждем чего-то нового, и каждый раз находим. Новые друзья, возможности для развития – их очень много, и это не всегда про музыку. Гобойная мастерская для моей дочери — это, прежде всего, место, где собрались единомышленники, ребята ее возраста, ребята чуть постарше и совсем взрослые профессионалы, у которых можно чему-то научиться. Что она с успехом и делает, приставая фактически к каждому (с кем можно поиграть из взрослых гобоистов), стараясь участвовать в максимальном количестве ансамблей. Конечно, меня поражают блестящие педагоги, которых очень много, и знаменитые исполнители, которые приходят заниматься с детьми. Это выше всяческих похвал, и я надеюсь, что все это продолжится и в дальнейшем.

Обсуждая это, родители шли в Органный зал, где их ждала психолог Ольга Витальевна Взорова. Ее тренинг был посвящен семье одаренного ребенка. Так Музя узнал, что для большинства родителей музыкальное образование их детей приносит огромные изменения в жизни. Ольга Витальевна рекомендовала не отождествлять неудачное выступление с личностью детей. Советовала присматриваться и прислушиваться к ребенку, много разговаривать и не требовать от него только высоких результатов. По ее мнению, талант, рано или поздно, проявит себя, его невозможно прятать или удерживать.

«Как же мне не хватило поддержки тогда на балу! Если бы со мной поговорили в тот вечер, подобрали нужные слова, то мне было бы намного лучше», – подумал Музя. – «Но ведь я и сам могу научиться подбирать слова и помогать людям. Некоторым слушателям бывает непросто понять, как правильно воспринимать музыку, я мог бы их направлять».

Домовенок увидел Дмитрия Смирнова, преподавателя по ораторскому мастерству, и решил спросить совета.

– Сегодня на занятии я предложил ребятам изобразить свои музыкальные впечатления. При описании они часто пользуются только прилагательными. Не всегда это передает суть музыки, переживания и эмоции, которые в ней заложены. Ребята учатся словами создавать у слушателя картинку, образ. Большинство думает о том, как подобрать слова, как их использовать так, чтобы получилось точно. Этого навыка часто не хватает.

Музя решил дать себе немного времени, чтобы крепко подумать над такой серьезной темой, и обсудить ее с другими участниками «Летней школы». А пока он заглянул на мастер-класс к Татьяне Семеновне Беркуль. Еще в первый день домовенку понравился концерт ее ученика – скрипача Михаила Усова. Музыканты нередко играют одинаковые произведения. Как же сделать так, чтобы произвести особенное впечатление? Когда Татьяна Семеновна занималась со своей ученицей, Музю осенило: «всё дело в звуке!» После окончания урока домовенок спросил у преподавателя об этом:

– Я люблю большой звук, не выжимать его, а дать инструменту звучать. Я требую это сразу. «Детским» звуком в моем классе никто никогда не играет. Со мной они музыкально вырастают от совсем маленьких до таких, как Миша Усов. Я их музыкальная мама. Когда они ко мне приходят, я начинаю лепить из них прекрасную скульптуру.

Попрощавшись с Татьяной Семеновной и ее ученицей, Музя вышел из класса и услышал очень много звуков. Это была репетиция духового оркестра. Совсем скоро оркестр выступит на открытой сцене, поэтому ребята готовятся каждый день. Домовенок задумался, а как же найти подходящие слова к целому оркестру? И дирижер Александр Владимирович Нянькин поделился своим опытом:

– Атмосфера в нашем оркестре всегда замечательная. Рабочая, но у нас нет палочной дисциплины, нет страха, я сознательно работаю с детьми таким образом, чтобы играть было не просто комфортно, а с увлечением. Детям нравится, работа идет, результат появляется. Собственно говоря, ради этого и работаем. В этом году участников существенно прибавилось. Это говорит о том, что в прошлом году мы достаточно успешно выступили, и в этом году к нам пришли интересные ребята. Я надеюсь, что они разделяют наш эмоциональный подъем и с таким же интересом работают, а также придут в следующем году и приведут с собой своих друзей. С каждым годом оркестр, надеюсь, будет становится все больше и больше.

Время близилось к вечеру, а это означало, что в Гнесинке начиналась пора концертов. В Органном зале Музя очутился в окружении сказок и легенд, которые «рассказали» звуками фортепиано Марианна Шалитаева и Яков Кацнельсон.

– Музыка помогает в сложных жизненных ситуациях. И мы хотели создать оазис, уйти от действительности, побывать в каких-то волшебных местах. Поэтому наша программа состоит из очень известных произведений Чайковского, Грига, Равеля, Прокофьева, – рассказала Марианна Шалитаева.

«Вот они-то в совершенстве овладели мастерством правильно подбирать слова и звуки!» – подумал домовенок.

От удовольствия ему захотелось полететь высоко-высоко в небо, но вместо этого пришла идея получше: подняться в уютную Мансарду – небольшой концертный зал под крышей флигеля школы. И, о чудо, там тоже был концерт! Это был вечер учеников и выпускников Школы им. Гнесиных. Они представили программу «Вивальди из Британии». Что это значило? Современный британский композитор Макс Рихтер сделал рекомпозицию скрипичных концертов Вивальди. То есть начало произведений было привычным, а затем музыка развивалась по-новому.

Когда концерт закончился, Музя понял, что тишина в школе еще не наступила. Звуки доносились с Летней сцены. Это был квартет кларнетов Alterum Quartet в составе: Олеся Колотыгина, Владимир Ершов, Ксения Мельник и Антон Прищепа. Все они – когда-то учились в этой школе и теперь вернулись, чтобы сыграть летний концерт. Музыканты объединили разные известные произведения под общей идеей «Жизнь как саундрек». И каждый из них рассказал языком музыки собственную историю.

Теплый летний вечер и музыка…Счастливый Музя удобно устроился на мягком пледе. Сонный домовенок был переполнен впечатлениями и растворяясь в красочных образах, которыми его одарили за вечер музыканты, уснул прямо во дворе школы под сценой…

Продолжение следует…

Текст: Ксения Терентьева, Анастасия Петровская

Фото: Dominanta-media

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных