«Готовьте больше камыша!» Дневники 2023, день 4

НовостиКомментарии к записи «Готовьте больше камыша!» Дневники 2023, день 4 отключены

Жаркое солнце сжигало не только Москву, но и гнесинский двор. Ранним утром в школе нет тишины и покоя, всё заполняют звуки занятий и репетиций. Музя проснулся от шума, который устроили «Юные гнесинцы» на открытой сцене. В это утро домовенок решил продолжить искать инструмент, на котором будет учиться играть. Не выспавшись, полный уверенности, он отправился на занятия. Да, выбор предстоит трудный…

Музя знал, что в этом году открылась мастерская флейты «FLUTE GENERATION XXI». Денис Лупачёв провел занятие по оркестровым трудностям. Как оказалось, домовенку перед тем, как взять в руки флейту, нужно научиться правильно дышать. Музя даже не подозревал, что для этого используются все мышцы от низа живота до плеч. Теперь он учится дышать без напряжения.

Кроме этого, флейтисты участвуют в концертах-дискуссиях. Впервые в рамках «Летней школы» у молодых музыкантов появилась возможность сыграть перед профессиональной аудиторией и получить обратную связь. Мастерскую вдохновляет преподаватель Диана Кривенко:

– Мы поговорим о вашем настроении и ощущениях на сцене. Я предлагаю каждому сыграть пьесу, а затем пообщаться. Исполнители расскажут, что они чувствуют во время выступления. Будем начинать с того, что получилось и концентрироваться на этом. Потом – что бы хотелось добавить. Затем каждый из слушателей может поделиться своим мнением, что понравилось, что было нового, интересного. Это концерт-дискуссия, где мы можем обменяться впечатлениями.

Сегодня Музя только послушал, как ребята играли и дискутировали, потому что он не подготовил пьесу для выступления, да и для занятий ему нужна была флейта. Домовенок погрузился в свои размышления какая пьеса подошла бы ему для концерта, и когда на его глаза попалась лежащая в коридоре флейта, он, не думая, взял ее в руки. Музя чуть было не ушел с чужим инструментом, но вовремя опомнился.

Преподаватели флейтовой мастерской Д. Лупачев, З. Вязовская, С. Ярошевский, Д. Кривенко

«Флейта, конечно, очень замечательная и красивая, но что-то я сегодня не готов», – подумал домовенок. Выбирая на какое из многочисленных занятий он пойдет дальше, Музя решил двигаться по оркестровой партитуре. На очереди был гобой.

«Готовьте больше камыша!» – посоветовал Эдуард Хохлачев на мастер-классе по изготовлению тростей и показал ученикам, как сделать самую лучшую трость.

После такого Музя был во всеоружии, поэтому он даже побывал на занятии Рафаэля Паласиоса, который вел занятие по барочному гобою.

«Мы будем заниматься формированием хорошего вкуса и ясного, четкого исполнения, понимания фразировки, чтобы иметь возможность исполнять музыку разнообразно, демонстрируя аффекты. Главное – мы поработаем над тем, чтобы рассказать свою собственную историю, то есть донести идею до слушателя и сделать это красноречиво», — говорил педагог.

В это время духовой оркестр продолжал свои репетиции, но сегодня там кое-что произошло. Дирижер Александр Нянькин задержался после репетиции, чтобы навести порядок в своих партитурах. Однако один листок явно к ним не относился. На нем были какие-то ноты, написанные чернилами стихотворные строки. Вчитавшись, он понял, что это песня о радующемся жизни желтогрудом воробье, который прилетел и склевал чью-то кукурузную муку:

«…О, прогоните из амбара эту птицу,

Что каждый день ко мне летает угоститься!

Как быть, из пушки ли стрелять,

Или ловушки расставлять,

Или кормушки пьяной вишней наполнять?

Зову я кошку и прошу её, как друга:

Придумай что-нибудь — заел меня ворюга!

Меня он режет без ножа,

Увы, прощай, мой урожай,

Боюсь, оставит он меня без фуража!»

«Как интересно! Кажется, я знаю о чем идет речь…» – подумал Александр Владимирович. Ответ на эту загадку мы узнаем на концерте его оркестра уже совсем скоро.

…В Органном зале звучали бурные овации. Это был концерт трио в составе: Александр Полторацкий (скрипка), Людмила Кружкова (виолончель), Владимир Вишневский (фортепиано). Домовенок поспешил туда. В исполнении музыкантов прозвучали известные сонаты Брамса и Франка. Написанные в одно время (1886 год), они стали яркими образцами музыки романтической эпохи. Завершили концерт сочинением Шостаковича, которое он написал, будучи студентом Петроградской консерватории, но не публиковал. После яркого выступления зрители даже просили бис!

Это был только день, а впереди – еще концерты. Домовенок понял, что сегодня на фестивале запланировано целых четыре концерта. Один из них был посвящен скрипичной музыке от России до Мексики. Отголоски бразильской самбы звучали в «Бразильере» Мийо, соната для двух скрипок Прокофьева прозвучала в стиле старинной церковной сонаты (sonata da chiesa), испанское настроение было в «Наварре» Сарасате. Солировали: Дарья Есаулкова (скрипка), Алевтина Пшеченко (скрипка), Ксения Рычкова (фортепиано).

Вечером в Органном зале первая скрипка «Виртуозов Москвы» Алексей Лундин и Юрий Мартынов (орган, клавесин) выступили с концертом барочной музыки. Программа строилась из произведений двух барочных гениев – Баха и Бибера.

Завершил этот марафон «Концерт концертов». Концерты Вивальди и Ванхаля, а также «Юмореску» Дворжака исполнили лауреаты Гранта Мэра Москвы в сфере культуры и искусства: солисты София Яковенко (скрипка), Давид Ружавинский (контрабас) и оркестр «Гнесинские виртуозы» под управлением Михаила Хохлова. В концерте также выступили солистка Российского национального филармонического оркестра России Анастасия Батракова (фагот) и Платон Климанов (гитара).

Домовенок был восхищен музыкальными инструментами, которые раскрываются для него с новой стороны каждый день. Только вот выбрать один из них он никак не мог, а заниматься сразу на всех – невозможно. «Вот Михаилу Сергеевичу хорошо! Он вообще дирижер. По велению его руки играет любой инструмент оркестра…» – размышлял Музя.

После концерта, в поисках места для сна, домовенок вернулся в здание школы. Уставший, он поднимался по лестнице, как вдруг его отвлек шум. Музя увидел, что преподаватели и приглашенные музыканты собрались на втором этаже, оттуда доносились интересные звуки…

«Как интересно! Надо подойти поближе», – домовенок подкрался ближе к Органному залу и обнаружил репетицию концерта мастерской гобоя. Ночью они репетировали свою замечательную программу. Музя обязательно сходит завтра на этот концерт!

Продолжение следует…

Текст: Ксения Терентьева, Анастасия Петровская

Фото, видео: Dominanta-media

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных