«От теории к практике». Дневник 2024, день 3

НовостиКомментарии к записи «От теории к практике». Дневник 2024, день 3 отключены

За три дня в гнесинской «Летней школе» прошло уже множество мастер-классов: инструментальных, танцевальных, оркестровых и даже ораторских. А ведь им конца и края не видать!

Есть среди такого изобилия и редкие диковинки. Например, сегодня клавесинный мастер Роман Глухов завершил лекции в рамках курса «The best harpsichord maker» по настройке и обслуживанию клавесина. Теперь его учеников ждут встречи с этим инструментом один на один. Учащиеся попробуют самостоятельно настроить клавесин, разобрать его по деталям, изучая прихотливую конструкцию. И все это, конечно, под присмотром Романа Глухова, который будет тет-а-тет делиться мастеровыми секретами, ведь в 2018 году он стажировался в ателье Марка Дюкорне в Париже!

Настройщик рассказал о пользе приобретенных знаний для исполнителей: «Клавесин, в отличие от рояля, по своей конструкции намного проще, да и обращаться с ним легче. В XVII-XVIII веках этот инструмент был главным на сцене. Музыканты сами настраивали клавесин. И в этом нет ничего сложного! Я считаю, каждый исполнитель должен уметь делать это самостоятельно. Так он и сам будет глубже понимать процесс звукообразования клавесина, и сможет им лучше управлять. Кроме того, обучение настройке любых клавишных инструментов я советую начинать именно с клавесина, так как его устройство само по себе легче, на нем лучше слышны обертоны. А потом можно и к настройке рояля перейти».

Гнесинская барочная академия в этом году посвящена искусству Франции. Поэтому и сегодня лекцию, посвященную старинной французской нотации, прочла преподаватель Московской консерватории Юлия Москвина. В «Летней школе» она принимает участие уже во второй раз. Юлия Владимировна тщательно готовится к занятиям для своего авторского курса лекций «Философия, эстетика и теория музыки барокко»: подбирает материал из старинных трактатов, показывает примеры древних нот. Свои занятия она с улыбкой сравнивает с «барочными жемчужинами неправильной формы».

Вот как она объясняет необходимость лекций по старинной музыкальной теории для исполнителей: «Мне очень хочется не перегрузить ребят многими необходимыми деталями. Я стараюсь сделать наши лекции живыми: не говорить банальностей, рассказывать простым и доступным языком. Очень хочу, чтобы ребята, которые исполняют музыку этой эпохи, понимали, в каком историческом контексте они находятся!

Сегодня играть музыку Клерамбо, как Бетховена, немного странно. И здорово, если человек сможет различать звучание разных стилей на начальном этапе своей карьеры. Поэтому чем раньше мы будем погружать ребят в эпоху, тем быстрее пойдет развитие исторически информированного исполнительства вместе с музыкально-теоретической мыслью, которая открывает все больше и больше различных нюансов».

Особенно интересный формат занятий предложен в Мастерской «Flute Generation XXI»: сегодня у юных музыкантов прошел концерт-дискуссия. На таких мероприятиях ребята выступают друг перед другом и педагогами, а затем каждый желающий может поделиться своими впечатлениями от игры коллеги или даже дать ему полезный совет.

Заведующая отделением оркестровых духовых и ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных и педагог мастерской «Flute Generation XXI» Диана Кривенко подробнее рассказала о том, как устроен курс обучения у юных флейтистов: «В наш флейтовый абонемент входят индивидуальные и групповые занятия по специальности, интересные лекции. Например, у нас еще есть warm-up’ы – это такие зарядки, направленные на работу над техникой. Это придумано специально для того, чтобы на уроках не тратить время на упражнения. 

Формат концертов-дискуссий пришел от европейских мастер-классов. Здесь главная задача, чтобы ученик продемонстрировал на сцене свою работу с педагогом. Смысл – попробовать сделать на сцене не все сразу, как на концерте, а конкретно сфокусироваться на том, чем занимались. Здесь очень важен процесс обсуждения, потому что у всех есть сценическое волнение, страх перед неудачей. И вот общение со зрителями, коллегами и педагогами помогает музыканту понять, что его переживания за некоторые моменты совершенно не заметны публике! Тем более ученики, выступая друг перед другом, понимают, что их маленькие недостатки есть почти у каждого! И смотрят на себя ребята потом совсем иначе».

С маленькими флейтистами ежедневно занимаются лучшие профессионалы. Станислав Ярошевский – выпускник МССМШ им. Гнесиных, солист Большого театра. У музыканта очень плотный график, так что попасть к нему на мастер-класс – большая удача! Денис Лупачёв, окончивший Парижскую и Санкт-Петербургскую консерватории, ныне солист Мариинского театра, на своих лекциях живо рассказывает о ежедневных упражнениях. После них, по признанию самих учеников, «хочется пойти заниматься». С ребятами проводит индивидуальные занятия и Елизавета Иванова – первая флейта Франкфуртской оперы (ранее мы писали о ее обсуждении с учениками музыкальных конкурсов).

Ансамблем у флейтистов заведует Зоя Вязовская, у которой помимо всего прочего в рамках «Летней школы» есть свой авторский курс импровизации. Она поделилась с нами, чем полезна ансамблевая игра для музыканта: «Ансамбль – это основа музыкальной деятельности, ведь одному на сцене скучно. И вскоре исполнитель понимает, что во взаимодействии с другими музыкантами получаешь больше удовольствия. Ансамбль – это такое пособие по начальным навыкам музыкальной социализации, что тоже немаловажно для дальнейшей оркестровой карьеры. Помимо этого, ансамбль развивает слух, партитурное мышление, учит соблюдать динамический баланс. 

Но главное, что ансамбль учит уверенности в себе! Сегодня мы проходили одно произведение, в котором все должны, кроме игры на флейте, еще и исполнять современные приемы и даже кричать. Максимальный уровень крика у нас так и не вышел за пианиссимо… Поэтому сценическое раскрепощение – очень важный навык, который в ансамблевой атмосфере легче развить, чем в классе по специальности».

Днем педагоги учат, а вечером концертируют, демонстрируя своим подопечным эталон мастерства. В 19.00 на сцену Органного зала вышли все преподаватели флейтовой мастерской, а также флейтовый ансамбль Школы им. Гнесиных «Gnessin Flutes», кларнетист Антон Прищепа и пианист Роман Мартынов. В это же время под сводами Мансарды прозвучала фортепианная музыка Моцарта, Гайдна и Шопена в исполнении Василия Заболотнего.

Теплый вечер создавал особое настроение для последнего концерта этого дня. В 21.00 сводный духовой оркестр зажег на летней сцене! Полный sold-out! Звучали такие знакомые и любимые песни из советских кинофильмов, в завершении вечера пел весь зал. Выступление получилось по-семейному уютным. Дирижер Александр Нянькин был на сцене в окружении своей семьи: дочери, певицы Masha Ocean и брата, пианиста Владимира. Также в концерте приняли участие Максим Орлов (бас), Александр Любарский (бас-гитара) и Петр Талалай (ударные).

От слушателей чувствовалась большая поддержка. А как может быть иначе?! Ведь большая половина зала – родственники музыкантов, выступающих на этом концерте. Самая настоящая родительская радость – видеть, как твой ребенок в данный момент становится самым настоящим артистом. И это счастье витало в воздухе!

Текст: Анна Коломоец

Фото: Камертон Медиа

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных