У почти взрослых музыкантов сегодня проходили интересные и занимательные мастер-классы. У гобоистов – онлайн-занятие с солистом Оркестра города Гранады, профессором оркестрового репертуара и гобоя в Высшей музыкальной консерватории Арагона Хосе Антонио Масмано. Ребята-ударники занимались с заведующим отделом оркестровых инструментов РАМ им. Гнесиных Аркадием Баклагиным, в подробностях изучали ударную установку.
Однако в наших дневниках мы еще не рассказывали о том, что происходит у самых маленьких и шумных учеников «Летней школы» – «Юных гнесинцев». У них свое – особое каждодневное расписание, в котором есть танцы, хор, рисование, сольфеджио (у младшей и старшей групп) и история музыки (у средней и старшей групп). Малыши привыкают к сцене, развиваются по разным направлениям в искусстве.
Гнесинская «Летняя школа» в этом году принимает уже вторую смену детского направления, поэтому куратор программы творческого развития Ксения Сергеевна Рычкова поделилась с нами, чем различаются два потока:
«В первой смене младшая группа «Летние виртуозы» (6-8 лет) занималась до двух часов дня. Здесь мы исходили из запросов родителей: не все детки готовы выдержать целый день в школе. Ребята ежедневно соприкасались с разными видами искусств, пели, рисовали, танцевали, играли в шумовом оркестре.
Возрастные границы в старшей группе «Солнечный ГНОМ» были от 9 до 13 лет. В школе ребята проводили целый день и проходили программу с усиленной проработкой театральных навыков, занимались раскрепощением и актерским мастерством. Значительная часть дня всегда отводилась на работу над музыкально-театральной постановкой. Кстати, ее ребята показали и на Знаменке, на Летней сцене – в первый день второй смены.
Во второй смене (на Знаменке) – три группы “Юные гнесинцы”. В этой программе обучения упор сделан на музыкальные занятия.
Программа младшей группы «Юные гнесинцы» (4-6 лет) длится полдня и включает рисование, сольфеджио, ритмику, знакомство с музыкальными инструментами, слушание музыки. В младшую группу могут записаться те ребята, родители которых думают о том, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу. На примере нашего интенсива можно увидеть, насколько ребенок расположен к занятиям музыкой.
В средней группе (7-10 лет), помимо разнообразных музыкальных предметов, ведется подготовка итогового выступления. Какого?.. Секрет! Иногда это похоже на театральную постановку, а иногда это концерт с яркими номерами.
Ежегодно растет спрос на запись в старшую группу (11-14 лет), ведь там еще более углубленное изучение музыкальных предметов – сольфеджио и музыкальной истории. И, конечно, ребята тоже готовятся к заключительному концерту, который будет показан на «Летней сцене».
В средней и старшей группах у “Юных гнесинцев” есть также проект Елены Владимировны Ширшовой, который она каждый год посвящает известному представителю нашей культуры. Например, в прошлом году это был Чайковский, а в этом году – Пушкин, в связи с его юбилеем. Мы обращаем внимание не только на великих музыкантов, но и в целом на великих деятелей искусства».
На уроках танцев у Юлии Алексеевны Назаровой – настоящий детский праздник! Ребята счастливы, им весело друг с другом. Они резвятся, изучая танцевальные па для итогового выступления. Юлия Алексеевна очень ценит такую атмосферу на ее занятиях: «Мои уроки проходят всегда очень активно. Я подбираю для детей такие движения, какие смогут повторить абсолютно все.
На протяжении нашего курса мы оттачиваем движения, и на итоговом концерте практически все танцуют без ошибок или хотя бы стремятся попадать в такт. Все дети очень стараются передать настроение танца!
Со средней группой мы готовим два небольших фрагмента. Первый танец будет под современную детскую песню. А еще один танец – вальс. Перед ним планируется очень милая подводка про маму. Кроме того, вальс – сам по себе душевный танец. Никто не останется равнодушным. Если с современным танцем все ребята более или менее знакомы (например, видели и в TikTok, и на YouTube) – то вальсовые движения вызывают некие затруднения. Вчера мы первый раз «собирали» наш танец, и мне было интересно наблюдать за этим процессом. Ребята начинают понимать музыку, вливаются в нее.
У старшей группы тоже будет два танца. Один – современный, а второй, по нашему сценарию, относится к началу XX века. Мы разучили с девочками марш “Карусель”. Я всегда наблюдаю за их реакцией, ведь никто не был знаком с этим танцем. Сначала возникло некоторое недоумение. Но вот прошли три репетиции, и девочки уже включились в процесс.
Ребятам в их обычном режиме действительно необходимо занятие по танцам. Это всегда что-то новое и веселое в их детской жизни».
Натанцевавшись, ребята отправляются на хоровые занятия. Там им тоже весело. Их педагог Христина Олеговна Жигачева поддерживает в классе солнечную атмосферу: «Каждое наше занятие начинается с настройки правильного певческого дыхания. Всем детям я всегда говорю улыбаться! От этого звук будет яркий и светлый. Разбираемся с правильным дыханием, конечно, ведь мы пытаемся соединить прекрасную улыбку с пока еще непослушным животом – там живет какая-то неизвестная нам диафрагма, и мы пробуем ее искать».
Христина Олеговна успела заинтриговать нас и темами для выступлений на итоговом концерте: «Для занятий с самыми маленькими гнесинцами мы выбрали тему танцев. Например, для польки подошла песенка “Встаньте дети, встаньте в круг”. И вот детки пытаются спеть ее и даже показать какой-то элемент из этого танца. В песне про кружащиеся снежинки хорошо прослеживается вальсовость. И куда без русской народной песни?! У нас будут русские матрешечки!
Все секреты средней группы раскрывать не буду. Там тоже есть своя тема! У старшей группы более серьезная тема итогового выступления. Она касается личности Елены Фабиановны Гнесиной, одной из основательниц учебных заведений им. Гнесиных. Одна из девочек попробует передать ее образ».
Можно подумать, что младшей и старшей группам «Юных гнесинцев» не очень повезло, ведь на каникулах им нужно заниматься сольфеджио. Но уроки у Ольги Александровны Балчайтис не могут быть скучными! Ребята стараются работать прилежно, однако успевают и похулиганить.
«Передо мной как педагогом по сольфеджио стоят определенные задачи. Занятия с детьми самого младшего возраста – это скорее какие-то вводные уроки. Они определяют их способности и потенциал. В конце курса мы даем родителям комментарии о том, как дети занимались в «Летней школе», как они реагировали, есть ли у них предрасположенность к занятиям музыкой.
В этом году в самом младшем звене «Юных гнесинцев» есть группа, состоящая из детей, которые учатся в нашей школе на подготовительном отделении и в первом классе. С ними мы повторяем пройденный материал. Для них это будет полезно, ведь в школу они придут с освеженными знаниями.
Занятия сольфеджио в старшей группе проходят сложнее. Дети очень разные, они приехали к нам из разных городов мира, и у всех абсолютно разная база.
Конечно, уроки по сольфеджио я пытаюсь облечь в развлекательную форму. Все-таки ребята еще на каникулах! Мы много поем, причем исполняем такие примеры, которые переплетаются с историей музыки. Не обходится и без основных форм работы на сольфеджио: диктант, слуховой анализ интервалов и аккордов».
В целом, как отмечают педагоги, «Летняя школа» на Знаменке – это хороший шанс для малышей и для ребят постарше познакомиться с «Гнесинской десятилеткой». Не первый год наблюдается тенденция, при которой родители малышей, побывавших в «Юных гнесинцах», более смело идут в мае на прослушивания на Дошкольное отделение МССМШ им. Гнесиных, поскольку имеют обратную связь от педагогов. А дети постарше тоже знакомы с педагогами по специальности и теории музыки, с радостью приходят поступать в школу и становятся настоящими гнесинцами.
Ольга Александровна Балчайтис проводит, помимо сольфеджио, занятия по истории музыки. Осваивать материал помогает акцент на живописи! Класс рассматривает картины разных эпох, а также и сам рисует под сопровождение музыки, которая соответствует этому времени. Завершается исторический курс викториной.
Однако дети рисуют не только на этих занятиях. В расписании есть и ИЗО. Ребята пишут множество картин – копий разных шедевров – на уроках Лады Любарской. В этом году заметен уклон к картинам XX века – «Девочка на шаре», «Купание красного коня». А в прошлом году в исполнении ребят преобладали картины барокко и Возрождения.
Подлинный восторг у средней и старшей групп «Юных гнесинцев» вызывают занятия в шоу-оркестре под руководством артистов ГАСО им. Е.Ф. Светланова Михаила Путкова и Владислава Терехова. Преподаватели используют различные методики. Одна из них – body percussion, когда тело становится ударным инструментом: «На наших занятиях мы стараемся привить каждому интерес и любовь к ударным инструментам, помочь воспитать чувство ритма. Поскольку дети работают в команде, то у них формируется микросоциум, в котором распределяются роли.
Мы устраиваем различные игры, соревнования и эстафеты. Победителей поощряем – дарим билеты на концерт. Мы стараемся максимально вовлечь каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. В итоге у ребят формируется ощущение собственного тела, понимание законов ритма, чувство сцены и команды».
Михаил Путков рассказал, что их цель – подготовка к итоговому выступлению на сцене. Планируется общий номер, где группы выступают друг за другом и исполняют собственную роль. Дети играют на инструментах, проговаривают ритмы и исполняют номер «body percussion», для которого заказано оригинальное музыкальное сопровождение. На одном из итоговых выступлений покажут свои умения и участники младшей группы – они занимаются в шумовом оркестре у Ольги Александровны Балчайтис и Марии Сергеевны Юкович.
Мы уже говорили, что в школе учатся и взрослые музыканты. Сегодня на курсах повышения квалификации закончил читать свои лекции дирижер и солист Государственного Кремлевского оркестра России, дирижер Духового оркестра и преподаватель МССМШ им. Гнесиных по классу тромбона, баритона и тубы Александр Владимирович Нянькин. Вчера с коллегами он обсуждал тему музыкальных конкурсов, разбирал их плюсы и минусы:
«Надо признать, что в начале исполнительской карьеры приходится играть конкурсы каждый день – перед самим собой, перед коллегами, перед слушателями, и так далее. Лучшее, чему можно научиться, – это делать правильные выводы после участия в конкурсах и продолжать расти!».
Сегодняшняя лекция о специфике онлайн-образования вызвала бурную профессиональную дискуссию. «Онлайн-образование стало приобретать популярность еще задолго до ковида. Это некое дополнение к очным формам проведения уроков.
У занятий онлайн, несмотря на то, что они не могут заменить оффлайн-уроки, есть свои положительные стороны. Можно попросить ученика записать выученную программу, а потом прокомментировать ошибки. Умение делать запись, работать под слово “мотор”, отмечать свои недостатки – очень серьезный и полезный навык», – рассказывает Александр Владимирович.
Вечером ребята спешили на концерты. В 19:00 выступали педагоги «Летней школы» – скрипач Алексей Лундин и пианист Юрий Мартынов. Прозвучали шедевры романтической камерной музыки – сонаты Шуберта и Штрауса, а также Большой концертный дуэт Вебера в переложении для скрипки и фортепиано. В 21:00 на Летней сцене отгремел (в буквальном смысле этого слова) концерт ударников SYNERGY OF RHYTHMS. Под руководством Михаила Путкова и Владимира Терехова выступил коллектив PERCARUS GROUP. Ударники всегда завораживают своими отточенными движениями, выступление выдалось поистине зрелищным!
Текст: Анна Коломоец
Фото: Камертон Медиа, Ирина Шымчак
119019, МОСКВА, УЛ. ЗНАМЕНКА, Д. 12/2 СТР.3
Проезд: ст. м. «Арбатская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина»
E-mail: gnesinschool@mail.ru
Тел.: + 7 916.149.68.69 (пн-сб., с 11:00 до 19:00 по московскому времени)
Сайт организатора: gnessinka.ru
© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных